Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мифы Восточной Сибири. От Ангары и Енисея до небесного кузнеца Божинтоя и солнечной девы Нелтек

Татьяна Муравьева

  • Аватар пользователя
    Аноним5 декабря 2025 г.

    Мне книга понравилась.

    Это сборник хорошо пересказанных мифов.

    Тональность выбрана очень душевная, словно слышится голос рассказчика.

    Читается легко, увлекательно, написано не сухо. Собраны и мифологические сказки, и эпос, рассказано о богах, духах каждого народа вполне системно. Но уже к середине появляется ощущение однообразия. В частности, из-за того, что бытовых деталей, поговорок-приговорок, традиций, ритуалов нет. Про шаманов - и то почти нет. Автор отмечает влияние христианства и буддизма, но оно выглядит лишь как апроприация имен, анализа и углубления в тексте нет. Заметны влияния русской культуры (автор обращает внимание на "пароходы", но есть и избы, а также типичные сюжеты волшебной сказки (например: спасаясь от погони, бросить гребень через плечо - вырастет лес) - заимствование или совпадение? Но если считать, что автор решила ограничиться пересказом, то я придираюсь.

    Немного выбиваются короткие этнографические вставки в начале каждой главы, написанные сухим энциклопедическим языком. И не содержащие интересных данных (костюм - может быть, но про жилище - слишком кратко, про еду - ничего, историко-археологические сведения - отсутствуют).

    Отмечу, что про народы Сибири я не знала ничего. Поэтому и фотографии, и авторские рисунки пришлись по душе. Конечно, иллюстративный материал очень общий и редко имеет непосредственное отношение к тексту.

    Поскольку книга для таких новичков в теме как я, то очень не хватило дополнительного пояснительного и обобщающего материала:

    1. Карты

    2. Рассказ про расселение народов, взаимодействие с соседями и отражение в мифах

    3. Табличка со схожими мотивами (в каждой главе птичка ныряет на дно и приносит со дна землицы и так появляется твердь земная; в каждой главе рассказано про верхнюю землю-среднюю землю-нижнюю землю, отличающиеся только количеством этажей на каждом ярусе; много почти одноименных богов).

    4. Лингвистического введения. А то в конце автор сама запуталась. Даг-Ээзы, хозяин гор, превратился в Даг-ези, хозяина тайги.

    5. Рассказ о бытовых и культурных традициях.

    Но это будет уже совсем другая книга.

    32
    98