Рецензия на книгу
Мифы Восточной Сибири. От Ангары и Енисея до небесного кузнеца Божинтоя и солнечной девы Нелтек
Татьяна Муравьева
Аноним5 декабря 2025 г.Мне книга понравилась.
Это сборник хорошо пересказанных мифов.
Тональность выбрана очень душевная, словно слышится голос рассказчика.
Читается легко, увлекательно, написано не сухо. Собраны и мифологические сказки, и эпос, рассказано о богах, духах каждого народа вполне системно. Но уже к середине появляется ощущение однообразия. В частности, из-за того, что бытовых деталей, поговорок-приговорок, традиций, ритуалов нет. Про шаманов - и то почти нет. Автор отмечает влияние христианства и буддизма, но оно выглядит лишь как апроприация имен, анализа и углубления в тексте нет. Заметны влияния русской культуры (автор обращает внимание на "пароходы", но есть и избы, а также типичные сюжеты волшебной сказки (например: спасаясь от погони, бросить гребень через плечо - вырастет лес) - заимствование или совпадение? Но если считать, что автор решила ограничиться пересказом, то я придираюсь.
Немного выбиваются короткие этнографические вставки в начале каждой главы, написанные сухим энциклопедическим языком. И не содержащие интересных данных (костюм - может быть, но про жилище - слишком кратко, про еду - ничего, историко-археологические сведения - отсутствуют).
Отмечу, что про народы Сибири я не знала ничего. Поэтому и фотографии, и авторские рисунки пришлись по душе. Конечно, иллюстративный материал очень общий и редко имеет непосредственное отношение к тексту.
Поскольку книга для таких новичков в теме как я, то очень не хватило дополнительного пояснительного и обобщающего материала:
1. Карты
2. Рассказ про расселение народов, взаимодействие с соседями и отражение в мифах
3. Табличка со схожими мотивами (в каждой главе птичка ныряет на дно и приносит со дна землицы и так появляется твердь земная; в каждой главе рассказано про верхнюю землю-среднюю землю-нижнюю землю, отличающиеся только количеством этажей на каждом ярусе; много почти одноименных богов).
4. Лингвистического введения. А то в конце автор сама запуталась. Даг-Ээзы, хозяин гор, превратился в Даг-ези, хозяина тайги.
5. Рассказ о бытовых и культурных традициях.
Но это будет уже совсем другая книга.
3298