Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Искусство любить

Эрих Фромм

  • Аватар пользователя
    Аноним3 декабря 2025 г.

    Любить — это искусство?

    Самозабвенное помешательство друг на друге — … не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.

    Читая работы философов и психологов прошлых веков, немаловажно учитывать, что их время откладывало на их мысли и те истины, которые они транслируют, свой отпечаток. И то, что было актуально тогда, уже может быть не актуально сегодня. Здесь, например, проскальзывает идея о том, что однополые отношения — следствие неудачи в гетеро-отношениях.

    Основная же мысль здесь, в "Искусстве любить", все еще актуальна: в современности любовью называют что угодно, и не всегда это чувство как-то связано с любовью, скорее, со страхом одиночества. Фромм связывает дефицит любви и умения любить с развитием общества потребления (и мне отчасти это близко, подобная идея была и у Лив Стрёмквист в "Расцветает самая красная из роз", которую я читала недавно, кстати). Сейчас мы привыкли получать быстрый дофамин, быстрые эмоции, проживать жизнь так быстро, что для более глубоких чувств, к которым относится и любовь тоже, не остается места. Мы ищем подходящего кандидата, чтобы получить любовь, а не ищем возможность любить самим, развивать это чувство в себе. Так любовь превращается в товар.

    Но действительно ли "любить" — это искусство? Фромм рассматривает любовь как сложный процесс, который закладывается с безусловной материнской любовью, воспитывается с отцовской обусловленной любовью (вот тут, конечно, хотелось поспорить с этой градацией), устаканивается и достигает апогея с любовью к Богу и с любовью к братьям (не путать с инцестом). И пропуск любого из этапов приводит к искажению здорового понимания любви и, как следствие, нездоровым отношениям и привычкам в жизни.

    Фромм рассматривает разные виды любви: любовь матери и отца, братская и эротическая любовь, любовь к себе и к Богу. Несмотря на то, что Фромм явно религиозен, мне нравится, что он отходит от привычного понимания того, что "возлюбить ближнего своего" = забыть о себе и своих потребностях в угоду другим. Он считает, что, напротив, любовь к другим невозможна без любви к себе, ведь ты — самый ближний человек в своей жизни.

    И если с отдельными его высказываниями я могу согласиться, то вот с тем, что любовь — это "искусство", хочется поспорить. Фромм предполагает, что любви можно научиться, как и любому другому искусству (будь то пение, рисование, кузнечное дело и т.д.). Разумеется, он не дает практических советов (хотя и есть такой раздел в книге, где советы вроде "выбирайте себе общество", "погружайтесь в искусство" и "созерцайте прекрасное"), ибо умением любить можно овладеть лишь самостоятельно. И в этом я вижу как раз противоречие с его основной идеей. Для искусства, на мой взгляд, можно предложить инструкцию по прокачиванию своих скиллов и навыков, можно наблюдать уровень своего роста в том или ином виде искусства, но разве можно это все применить к любви? Как определить, что ты стал лучше в любви, что ты овладел ею, как видом искусства?

    На эти вопросы, к сожалению, Фромм ответов не дает. Но, возможно, вы найдете их в себе, когда прочтете эту книгу и определите, согласны ли вы с тем, что любить — это искусство.

    Я вот все ещё в поисках ответа на этот вопрос.




    8
    121