Рецензия на книгу
La plus secrète mémoire des hommes
Мохамед Мбугар Сарр
Аноним30 ноября 2025 г.Гениальность или случайность?
Пу-пу-пу.. Смешанные впечатления. Сначала казалось, что это образчик постмодернизма (хотя почему нет), потом — что просто современная литература. Но обо всем по порядку.
Роман стоял на полке с 2023 года. Взяла, скорее всего, из-за автора — меня притягивают писатели, которые еще не приелись, а творчество выходцев из стран Африки и Южной Америки, к тому же, очень колоритно. Итак, Сарр из Сенегала, как и его герой. В отличии от последнего, он таки получил Гонкуровскую премию за роман. Чувствуется налет автобиографии. Но «В тайниках памяти» я увидела еще несколько тем.
1. Литература. Основная тема: Диеган Латира Файе пытается найти автора романа «Лабиринт бесчеловечности», который произвел на него впечатление. По ходу выясняется, что произведение соткано из десятков других — Т.Ш. Элиман позаимствовал цитаты из произведений других авторов и получил свой текст, который также признают прекрасным. Тут закралась мысль: а что, если в этом и формула идеального романа — объединить лучшее из лучшего? За все время написаны миллионы произведений, каждое о своем. Часть из них мы называем «классикой» — вне времени или конкретной эпохи. Возможно, где-то и правда было дело случая, и труды писателей «полетели в массы». Некоторые изучают до сих пор и находят в них все новые и новые пласты, как слои на «Джоконде». И роман Элимана взыскал известность именно поэтому.
2. Личность автора. «Покажите нам его! Не может быть, чтобы сенегалец мог так хорошо писать. Да и вообще мог что-то написать». Не дословно, но суть. Это второй вопрос — могло ли быть так, что во Франции нашумевшим роман Элимана стал именно потому, что его автор — африканец? Читателей заинтересовал именно он, да так, что популярность стали саботировать. Я подумала: а если бы «Лабиринт бесчеловечности» вышел из-под пера француза, было бы столько шумихи? А ведь это в любой сфере встречается — чуть больше скандала вокруг бренда или создателя, и разговоры обеспечены.
3. Роман-автобиография. По ходу романа «В тайниках памяти» выясняется, что Элиман не просто «понадергал цитат», а «зашил» в свое произведение личную историю. У его героев есть реальные прототипы. И тут восприятие немного смещается. Возможно, если бы читатели «Лабиринта» чуть больше узнали об авторе и действительно вникли в сюжет, фокус был бы другим. Здесь я поняла (кажется), что имел ввиду Элеман под «они (читатели) ничего не поняли».
Было в романе нечто, что как будто никак не играло роли. «Ружье не выстрелило». Например, в самом начале была неприятная постельная сцена с последующим «расслаблением». К чему? Не поняла.
Кажется, ничего не упустила. Двойственно отношусь к романам, которые оставляют после себя такое же двойственное ощущение — вроде понравился, но что-то не дает покоя. Пожалуй, нужно чуть времени, чтобы определиться.648