Рецензия на книгу
Фламандская доска
Артуро Перес-Реверте
OlgaZadvornova30 ноября 2025 г.Шахматная партия через века
Книга потрясающая. В ней множество слоёв, философских рассуждений, тонких наблюдений и меланхоличный финал.
Основных слоёв три:
- Исторический. Что произошло в XV веке между Фердинандом Альтенхоффеном, герцогом Остенбургским, его женой Беатрисой Бургундской и рыцарем Роже Аррасским, когда схлестнулись в политических интригах французский король Людовик XI и герцог Бургундский Карл Смелый, вырывая друг у друга мелкие графства и герцогства, такие, как Остенбург (название вымышленное, но это реальный собирательный образ). Точно известно лишь одно – рыцарь Роже Аррасский был предательски убит. Кто убил рыцаря?
- Искусствоведческий и шахматный слой воплощается в картине фламандского художника Питера ван Гюйса «Игра в шахматы», на которой изображены упомянутые персонажи – Фердинанд и Роже за шахматной доской и Беатриса на втором плане. Комбинация игры очень хорошо просматривается на картине и позволяет шахматистам пяти веков поупражняться в разыгрывании этой партии. Но в картине художник зашифровал вопрос (и ответ) - кто убил рыцаря, который в шахматной позиции звучит – кто съел коня.
- Современный уровень. Художник-реставратор Хулия берётся за реставрацию и подготовку данной картины к продаже на аукционе и обнаруживает в картине двойную загадку – кто убил рыцаря /кто съел коня и пытается её разгадать, в чём ей помогают шахматный гроссмейстер, профессиональный искусствовед и антиквар.
История разворачивается в этих трёх пластах и раскрывает множество параллелей.
Беатриса и Хулия. Хулия и белая королева (ферзь). Беатриса и чёрная королева.
Белый конь, который на картине вышел из игры, и убитый Роже Аррасский. Тот же белый конь и искусствовед Альваро, который был убит вскоре после начала исследования искусствоведческих загадок.
Сесар и чёрный король (или это был ферзь?), угрожающий белой королеве (Хулии?). Сесар, иногда переодевающийся в женскую одежду и появляющийся в образе загадочной блондинки – притворяется, что играет на стороне белых. Стратег, кукловод, эстет, властолюбец Сесар и властитель герцог Бургундский.
Пешки – Менчу и её любовник Макс, которым жадность затмила и разум, и совесть, – идут в расход.
Аукционист Монтегрифо, возможно, тоже пешка, но прорвавшаяся в дамки.
Шахматист-гроссмейстер Муньос, он же детектив, он же белый король(?)
И финал – с привкусом меланхолии, не прямолинейный, но явственно намекающий на то, что Хулия согласилась с предложенной ситуацией афёры, сокрытия тайны и принятия крупного денежного счёта. Какова же будет цена? Принесёт ли ей это душевный покой, сохранит ли она чистый исследовательский подход к искусству, честный профессионализм или после такого шага это уже будет невозможно. И впереди её ждут, несмотря на комфорт и статус, годы тоски и одиночества. Как было и с Беатрисой после её предательства. По-моему, параллель Беатрисы и Хулии проходит через всю книгу, несмотря на разницу в 500 лет. И если XV век - это прямая агрессия, войны, убийства, интриги и запугивания, то через 500 лет дьявол стал хитрее, теперь его оружие – соблазн деньгами. И, судя по эпилогу, финал для Беатрисы и Хулии будет весьма похожим.
В книге ещё много можно найти параллелей и интересных моментов. Например, такой – Сесар, разрабатывая свои планы и приводя их в соответствие с шахматными ходами, в качестве консультанта по шахматам использует компьютер. Книга написана в 1990 году и прекрасно предсказывает будущие роли: человек – стратег, режиссёр, ставящий задачу, обдумывающий глобальную концепцию, а компьютер / ИИ – помощник, справляющийся с рутиной, прорабатывающий всё множество вариантов, чтобы выдать самый оптимальный, что мы и видим сейчас через 35 лет.
Содержит спойлеры65254