Рецензия на книгу
Мифы Восточной Сибири. От Ангары и Енисея до небесного кузнеца Божинтоя и солнечной девы Нелтек
Татьяна Муравьева
Аноним29 ноября 2025 г.Живые легенды. Книгомарафон.
Россия - страна с огромной территорией, многонациональная. И, как следствие, многоконфессиональная. Можно ли, правда, сказать о верованиях разных малых народностей, что это прям конфессии, я не знаю. Но позволю себе. Потому что узнавание народа - это прежде всего изучение и понимание его веры. Потому что именно вера формирует его национальные особенности, его характер, его поведение, придаёт национальности её индивидуальные черты.
Эта книга собрала в себе верования Восточной Сибири. Опять же не использую слово "древние". Потому, что к какой бы в итоге ветви современной религии не примкнул народ, его изначальные верования так или иначе остаются в ним. В сказках, в суевериях, на генетическом уровне.
Хорошая книга. Написана доступным языком.
В прологе автор рассказывает каким образом строится современное изучение верований малых народностей. Как собирается фольклор, почему даже у разных представителей одной и той же народности один и тот же сюжет может существенно различаться. Рассказывает о разнице между рассказами сказителей и простой, скажем, деревенской бабушки. Пролог показался мне интересным не менее самой книги.
Далее книга разбита на блоки, где каждый блок посвящён мифам одной народности. Всего их 9: эвены, эвенки, юкагиры, якуты, долганы, буряты, тувинцы, хакасы и тофалары. Рассказывая о мифологии каждого из них, автор начинает с информации о территории, которую занимала некогда та или иная народность, какой образ жизни вела (кочевой или оседлый), кого имела в соседях и как часто сталкивалась с русскими. Ибо всё это в совокупности конечно же повлияло на мифологию и имеет в ней отражение.
Мне понравилось так же, что говоря о таком количестве разных народностей, автор старается не смешивать их верования, не проводить параллели одного с другим. Хотя местами это и встречается в книге, но места для размышления и самостоятельного сравнивания у читателя тоже хватает.
Мне же как раз интересно найти общее во всех верованиях. Много общего, например, в представлении о сотворении мира. Чаще всего фигурирует история о возникновении мира из воды. Конечно же присутствует особенность поклонение духам животных. Очень много упоминания о верховном женском божестве, часто прародительницей и творцом мира является именно женская сущность, когда в птице, когда просто в духе. Это весьма любопытно, особенно в сравнении с патриархальностью религий единобожия. Практически везде отсутствует чёткое разделение добра и зла. Здесь божества и духи наделены скорее человеческими качествами, из негативных - зависть, обидчивость, ревность. При этом, обиженный, завистливый и ревнивый бог отнюдь не считается злым, просто с ним нужно уметь взаимодействовать и не гневить лишний раз.
Взаимодействию людей с богами и духами так же уделено много времени. Например, не обошла автор внимание культуру шаманизма. Присутствует в книге даже эпизод камлания.
Подробно описаны и связанные с общением с богами и духами правила. Чёткое понимание, что в жизни людей принадлежит духам, а что людям. Например, упавшие на пол, расколотые или сломанные предметы утвари принадлежат духам нижнего мира.
Встретила я в этой книге и до сих пор существующую легенду об Алтайской Анаконде. Да, да, да. Я слышала её чуть ли не в качестве охотничьей байки от хорошо знакомого бурята. Вот тебе и древняя легенда, оставшаяся только в памяти столетник стариков.
В общем, книжка понравилась. Однако, считаю, что познавательнее бы было не всё вместе, а отдельными более подробными книгами. Хотя, в таком случае, провести сравнительный анализ было бы сложнее. Так что, может и так лучше))
54145