Рецензия на книгу
Спектр
Сергей Лукьяненко
shutov12 апреля 2010 г.не хочу питать ваш скепсис, но не могу удержаться, чтобы не сказать здесь, что сергей лукьяненко - один из гениальнейших писателей нашего времени.
где-то я даже очень рад, что его произведения определяются через жанр фантастического, это оберегает лучшее и от немытых ханжеских рук, и от самоувернных "пфы!" в отношении фантастики. я только рад, что внимание сомневающихся и дальше занимают книги стефани майер, "сумерки", "одиночества в сети", лирические романы и прочие "достояния" книжной современности.
книги лукьяненко - это захватывающие произведения, начинающиеся с кухонной романтики, а затем незаметно и постепенно усложняющиеся до диллем на уровне философии духа, человека, морали, тончайшей психологии.
парадоксально, но при глубоком развитии мысли у лукьяненко всегда во главе сюжет. слаженная драматургия, отточенный и непринуждённый повествовательный ход, незаискивающие, но такие приятные и интересные персонажи, каждый из которых оживает, становится близким. хочется написать, что это "приключения", но это выше, чем приключения; осмелился бы сказать, что это экшен, но его динамика и столкновения - это лишь красивая драпировка для кое-чего неприключенческого, и неэкшенового.
"спектр" - блестящая книга. главный герой - мартин дугин (родители назвали в честь мартина иденаперсонаж из романаджека лондона), житель москвы, частный детектив, работающий на других планетах. действие происходит в 2018 году, где, в результате прихода на землю представителей высокоразвитой цивилизации, человечеству открывается система порталов - мгновенных гиперпереходов в другие миры. плата за проход через врата - истории, рассказываемые привратнику. ...ох, неблагодарное дело аннотировать фабулу, уже столько всего написал, а в итоге выглядит всё пошленько. пусть, лучше, будто я не писал этих строчек, а вы не читали их.
произведение состоит из семи частей, каждая из которых - можно догадаться - содержит отдельный цвет и начинается со знакового слова из мнемотехнической поговорки "каждый охотник желает знать...". заключает книгу эпилог "белый". в начале каждой главы почти ритуальное рассуждение о еде.
здесь самые неожиданные сюжетные повороты, смелые и вместе с тем неторопливые прикосновения к высоким темам. а ведь разговор с читателем ведётся на языке улицы, на языке города, современности, на кухонном языке (в самом хорошем понимании этих определений). слегка противореча своим строчкам выше: все его книги о простом без усложнений, с захватывающим интересом.
я открыл "спектр", прочитал несколько страниц и уже не смог закрыть, пока не дочитал. а дочитав, чуть не завыл от досады, что чтение завершено.
ставлю книге высоченный балл.
2350