Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жажда любви

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним28 ноября 2025 г.

    Два мира

    Для меня это роман о сошедшей с ума женщине, чей рассудок расщепляется день за днем.

    Все начинается с отношений между главное героиней и ее мужем. Муж внес ту щепотку безумия в психику Эцуко, что необходима для того, чтобы начать это разложение. И весь роман мы наблюдаем за этим процессом.

    Для меня остался непонятым замысел романа в его деталях. Зачем были эти персонажи? Зачем вообще Мисима изобразил эту женщину?
    Для чего старик Якити? Для чего семейная пара - старший сын и его жена, живущие у старика дома? Мать двух детишек, молодой крестьянин Сабуро и домработница Мие?

    Яркая сцена деревенского праздника, в котором смешались потные крепкие тела в ритуальном танце. О чем это, кроме образа?

    В этот раз, читая Мисиму, я не смог услышать автора и не понял символизма. Психология персонажей и их драма оказались за рамками моего восприятия.

    Но все же я хочу подметить следующее:

    Сабуро, молодой крестьянин крепкого телосложения, загорелый, понимает любовь только как животный инстинкт. Когда Эцуко спрашивает любит он ее или нет, он лишь думает про себя «Люблю, не люблю, как на это можно ответить?». Он никогда не задумывался об этом. И даже когда задумался, не понял как это связано с тем, что он чувствует. Сабуро представляет собой звериную любовь за которой в первую и единственную очередь стоит устремление и действие.

    Эцуко же в свою очередь полная противоположность. После отношений с мужем она стала воплощением извращенной интеллектуальной любви. И я подчеркну, что именно извращенной. Именно такая любовь легче всего становится объектом искажений. Для нее важно получить результат, который придумал ее болезненный мозг. В любви Эцуко нет светлого.

    И вот, мы наблюдаем за тем, как интеллектуальная любовь (Эцуко) пытается добиться звериной любви (Сабуро). Звериная любовь не слышит интеллектуальной. Интеллектуальная, в свою очередь, не может совершить действие, чтобы достичь звериной. Эцуко может а протяжении всего романа пытается завладеть любовью Сабуро.

    Далее небольшой спойлер, но концовку я описывать не буду:
    В итоге Эцуко решается на разговор с Сабуро ночью в саду. Даже пытается отдаться, но совершает ошибку - снова возвращается к словам. Между ними почти вспыхивает икра, Эцуко пугается и убегает. Сабуро догоняет ее и прижимает к себе. Она начинает выбираться из его объятий и кричать, звать на помощь. Сабуро пугается и убегает. А Эцуко бежит за ним, пытается ухватить, не хочет, чтобы он убегал.

    Этот эпизод показывает, как эти два типа любви, два мира не могут пересечься. Любовь интеллекта стремится к звериной, но в реальности боится и не может ею овладеть. И не суждено им столкнуться никогда…

    P.S. А где еще была в романе так называемая любовь помимо отношений Эцуко и Сабуро?

    Старик Якити и Эцуко. Якити, удовлетворяющий свои потребности. Эцуко, получающая за это «миску риса» и ранг приближенной к хозяину в семье. Это тоже своего рода звериная любовь. Но старое тело не удовлетворяет жажду любви Эцуко.

    Кэнсуке и его жена. Два интеллектуала, существующие в своем гармоничном мирке. Им и правда удалось выстроить свой уголок и огородиться от внешнего мира с помощью своих убеждений. Они живут в иллюзиях, но поддерживают их друг в друге, поэтому их союз работает и долговечен.

    Мать, маленькие дочка и сын. Про них нечего сказать. Отца нет. Мать воспитывает детей. Все.

    Сабуро и Мие. Здесь сталкивается животная любовь. И эта комбинация, в отличие от интеллектуальной и животной, уже способна на пересечение. Она не длится долго, в отличие от любви Кэнсуке и его жены. Но она происходит и точка.

    Может быть, именно поэтому покойный муж Эцуко изменял ей. Он искал звериную любовь, на которую Эцуко не способна. Или которая была ей недостаточна. А муж, в свою очередь, не был способен на интеллектуальную любовь. Если так, то получается, что история повторяется. Эцуко, также как и с мужем, пытается достичь звериной любви в лице Сабуро. Или же продолжает начатое, незаконченное из-за смерти мужа.

    Вообще, сцена смерти мужа Эцуко и ее реакция, действия требуют отдельного разбора. Возможно, я еще вернусь к тому эпизоду.

    А пока что, на этом все.

    2
    36