Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обломов

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Аноним28 ноября 2025 г.

    Диалектика лени и любви в романе Гончарова "Обломов"

    Тезис - лень. Лень Обломова происходит не из  отсутствия энергии или стремлений, а из сознательного отказа от светской суеты, условностей, принятых обществом, карьеры в пользу покоя, душевной гармонии. Укрываясь от внешних тревог, Обломов создал иллюзию свободы, на деле заперев себя в тюрьму, выбраться из которой самостоятельно не мог. Обломов считал покой высшей ценностью, боялся изменения уклада, состояние безделия было для него идилическим, он откладывал решения и избегал ответственности.
    Антитезис - любовь. Ильинская пытается снять "Обломовщину": унижтожить пассивность, сохранить доброту и ум и поднять его на новый уровень, сделать зрелым дечтельным человеком.
    На Даче Обломов активен: ходит, читает. Борьба противоположностей приводит к временному иллюзорному (держится на внешнем воздействии, а не внутренней перестройке) единству.  Противоречение не снято, а только замаскировано. Это приводит к усилению деструктивной тенденции, её последующему возобладанию, краху антитезиса и триумфу тезиса. Обломов решил вернуться к старой жизни, убедившись, что нарушение покоя - больно и губительно. Обломов отказывается от любви, от будущего. Он доказал СЕБЕ, что покой и лень есть высшее благо. Любовь не побеждена, а подавлена. Тезис укрепился, став отрицанием собственного отрицания.
    Синтез регрессивный, т.к. внутренние противоречия не сняты. Как итог - Обломов влюбляется второй раз в другую женщину, Агафью Матвеевну. Новое "единство" найдено не в развитии, а в деградации. Любовь-стимул сменилась любовью-убаюкиванием. Такие отношения являются симулякром синтеза. Имеется форма семьи, быта и любви, при этом отсутствует содержание, которое вело бы к развитию. Такой синтез отрицает саму идею прогресса. Противоречия между потенциалом Облома и его пассивным образом жизни становятся безысходными.
    Из-за накопления "диалектического долга" новое проявление антитезиса (любви) происходит в уродливой форме. Любовь к Ольге была одухотворённой и трагической. Любовь к Агафье основана на комфорте и сытости. Это радикальное опошление светлого чувства. Сама способность любить деградировала вместе с Обломовым. Следующий кризис стал не взлётом, а окончательным падением. Апатия, разруха, смерть.
    Так разорвалась дурная бесконечность. Смерть Обломова - не диалектическое снятие, а физиологическое прекращение процесса. Трагический финал системы, исчерпавшей возможности развития, способной только поддерживать себя до полного физического износа.
    Итог. Роман Гончарова "Обломов" - диалектическая трагедия о том, как регрессивная сила может извратить и поглотить прогрессивную, приводя не к развитию, а к экзистенциальной стагнации, разрешаемой только смертью.


    6
    70