Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним24 октября 2015 г.Книга, перевернувшая мое сознание.
Сложно поверить, но я прочел эту книгу впервые в 11 лет. И она стала для меня не просто книгой, а дверцей в мир настоящей литературы. Ну что читал я прежде? Сказки? Детские книги, что помещались в школьных хрестоматиях? Какими все они показались наивными, пустыми, глупыми, примитивными, когда я совершенно случайно открыл ЭТО.
Это Готика, самая настоящая, в самом широком смысле этого слова- не тот пошлый и слащавый примитив, что пишут теперь. Это настоящая средневековая атмосфера, истинный Средневековый мрак. Это контраст безобразия и красоты, величия души и душевного уродства, это идеально воссозданная атмосфера Парижа средних веков, подлинные нравы и порядки того времени, и великолепно описанный сам город- его архитектура, его история, его душа, которую почувствует довольно верно даже тот, кто никогда не бывал в Париже. Как любил Гюго родной город и родную историю, как реалистично её раскрыл перед читателем. Стоп.Реалистично?Безусловно, да, но эта реалистичность в совершенно гармоничном симбиозе сжилась со сказочностью. И кто говорит, что книга нудная? Да вовсе нет, оторваться от неё невозможно. Читаешь- и просто наслаждаешься красотой слова, слова здесь пишут картины. Ты видишь улицы Парижа, видишь огромный Собор, видишь безликую, жестокую и глупую толпу, готовую наслаждаться видом казни или пытки кого-то. Думаешь- и отчего так? Разве не понимают они, что завтра сами могут оказаться на этом же позорном и страшном месте? Но теперь я знаю ответ- это не жестокость, это невежество, глупость, и просто скука. А какие ещё развлечение простому неграмотному люду могло предоставить Средневековье?
Вместе с героями проживаешь их судьбу. Их страхи, страдания, безумия делаются на время и твоими тоже.
Мои знания о Средних веках, о готике, об инквизиции, начались именно с него, с Собора. То время- одновременно и пленительно и невыразимо отталкивающе. Жить там? Ни за что! Но побывать, окунуться на несколько дней в изумительную атмосферу, жуткую но притягательную, побродить по темному нутру гигантского чудовища- Собора- где за каждой колонной словно бы таиться во мраке нечто жуткое! До чего же это прекрасно! Спуститься в склеп Монфокона, и услышать зловещий стук костей, потомиться в подземных темницах на гнилой соломе в кромешной тьме? Увидеть мистерии, уличные пляски прекрасной цыганки, двор чудес, Гревскую площадь. Ничто не выйдет за рамки реальности, совершенно ничто, но попадешь словно бы сказку. Мрачную, печальную, трагическую, но к тому же невероятно красивую.
О сюжете скажу точно- он такой один. Он совершенно оригинален, сколько не читаю, ничего даже отдаленно похожего не попадалось. Какие персонажи! Какие сложные взаимоотношения. Какие яркие колоритные образы! И у каждого- своя правда, свои страдания, свои неразрешимые противоречия( неразрешимые никак, кроме смерти).
Эта книга о сильнейшей любви- но каким злом тут оборачивается любовь! Для всех, кто умел любить по-настоящему. Кто не умел- тот выжил и благополучно устроил свою жизнь. (Хотя помню фразочку-
Феб тоже кончил трагически- он женился).Так вот- для кого любовь была легкомысленной интрижкой- с тем ничего и не случилось.
А кто Любил- так страдали и так погибли!
Ну на мое детское восприятие- Клод Фролло, конечно центр зла, НегодяйГадМерзавец и Самогобегосволочьповесить. И т.д. Но с годами, когда перечитывал книгу потом, в более старшем возрасте- то отношение к героям уже не то. Я понял всю глубину трагедии этого человека, и того внутреннего противоречие, что его погубило. Человек остается человеком, он не может укротить свою природу, ну не может! Никакая религия, никакой фанатизм, аскетизм, твердые как стены собора убеждения- ничто не сделает мужчину не мужчиной, ничто не убьет потребность желать и любить. Вот только...виноватых-то искать тут не стоило. Идешь против своего естества- так и жди подобного. Человек и не глупый, и занимавшийся наукой- этого не знал и не понял. Какое все же зло- религиозный фанатизм! Теперь не 15 век, а такие люди и поныне найдутся!
Эсмеральде, бедной девочке просто увы не повезло. На её месте могла быть любая! Она добра, нежна, красива, юна- как все женские образы у Гюго, но к тому же слаба, хрупка, глупа и наивна. При первом прочтении переживал все время именно за неё, да вот не сразу понял, какая она дурочка! Только и знала О Фебмойфеб! И только то и надо было- чтоб красивый был да сильный. И носил военную форму. А то, что это был пустой внутри человек- её не волновало.
Квазимодо- вот самый, наверное, впечатляющий персонаж. Выдумать герою такую внешность- это нужно было ещё постараться. (Гуинплен рядом прямо красавчик). И вот в этом уродливом теле- великое преданное сердце. Вот у кого была самая чистая, благородная, бескорыстная любовь! Такая, от которой умирают. Квазик тоже, конечно не ангел(как он поступил со своим приемным отцом, сделавшим ему столько добра!). Но его можно понять. Что такое почтение и благодарность, рядом с Любовью?
Квазимодо казался порою тоже безумным, даже умственно отсталым, но он таковым не был. В результате ужасным обстоятельств жизни в нем просто не развились должным образом многие качества, но на уровне чувств он понимал все очень хорошо.
О Гренгуаре не буду- он впечатлил отчего-то ещё меньше, чем коза.
А вот Гудулла- она же мать Эсмеральды- хотя персонаж глубоко второстепенный, но какой! Как раздражала она всю книгу, как была противна, а потом...Никого так не жаль, как её.
И конечно же- нельзя не сказать о персонаже- самом Соборе. Это именно персонаж. С его гаргульями, его витражами, его темными сводами, статуями и колоннами. С его темными залами и коридорами, запутанными, как судьбы героев, которые он словно породил. Огромное чудовище, гнетущее и все же...прекрасное.
И конец...Ну он меня убил. Я не мог ожидать, что все кончится вот так. Убил бы в любом возрасте на самом деле. Но тогда- мне стало просто физически плохо. Но это жизнь. Это очищение страданием. Скелет, обнимающий другой скелет. Вот и все. Так страшно. И все же...Так прекрасно. Это и есть Любовь.
100 из 100. Книга, к которой у меня нет претензий. Об этом и речи не идет. Книга, после которой захотелось самому писать, книга, которая перевернула мне сознание.20129