Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
Аноним27 ноября 2025 г.поэма человеческой совести
Впечатляет эпичность и масштаб всей истории, особенно вспоминая кем были «главные герои» и что история вообще началась далеко не с них. Как говорится, некоторых тогда еще даже в планах не было.
Жан Вальжан и конечно епископ пожалуй редкий пример, «отверженного» у которого хватило ума и сил не на какой-нибудь безумный «бунт против системы», персонажей коих сейчас какое-то невероятное количество в массовой культуре, а на что-то созидательное, что может и не поменяло систему глобально (остальным это как-то тоже не особо удавалось, да даже вспомнить баррикады в этом романе), но сделало жизнь людей вокруг лучше и оставило свой след, хотя и не все остались благодарны.
Гаврош хоть и был с нами относительно недолго, и часто где-то на периферии, но оставил яркий след. И может даже первый, кто теперь ассоциируется с романом.
Восхищают авторы, у которых хватает дерзости на такое прямое и не прикрытое смешивание по сути эссе и худ.произведения. Коллаж из двух разных форм, художественной и не совсем художественной, и при этом дружно уживающихся. (вообще кажется не редкость для 19го века, но Гюго как-то особенно хорош)
В очередной раз, смесь «личной философии» Гюго (часто субъективная), остро социальных тем, порой достаточно тонкой психологии переданной с деликатностью и уважением к чувствам, требующей определенной художественной проницательности, и эрудированность автора, которой можно позавидовать.
И какая-то искреняя бесконечная вера в человека (при том, что Гюго сложно назвать наивным), благодаря и во имя чего наверное и создается такие монументальные произведения, которые, к сожалению, могут ткнуть носом современного читателя и общество, даже из 19-го века..
«Правда, сила прошлого еще очень велика в наше время. Оно опять воспрянуло духом. Это оживление трупа удивительно. Прошлое шествует вперед, оно все ближе. Оно кажется победителем; этот мертвец – завоеватель. Оно идет со своим воинством – суевериями, со своей шпагой – деспотизмом, со своим знаменем – невежеством; с некоторого времени оно выиграло десять сражений. Оно надвигается, оно угрожает, оно смеется, оно у наших дверей. Что до нас, то не будем отчаиваться.»Много красивых, метафоричных и сильных образов/описаний, (кажется даже узнаваемы в некоторых современных произведениях, вполне вероятно, что были вдохновлены или позаимствованны..) и просто интересных рассуждений, оставленные по ходу чтения заметки кажется можно будет перечитывать и обдумывать часами.
А описание «клоаки» Парижа (в переводе Савиной), как будто описывает саму книгу:
«Все мерзости цивилизации, выброшенные за ненадобностью, падают в этот бездонный колодец правды, куда устремляется гигантский социальный оползень. Нырнув туда с головой, они беспорядочной кучей всплывают на поверхность. Словно пришли на исповедь. Здесь нет места лицемерию и притворству, здесь не остается никаких прикрас; мерзость сбрасывает свою рубаху и остается в полной наготе; здесь разоблачаются все иллюзии, рассеиваются все миражи – ничего, кроме истины, являющей ужасный облик конца и распада. Жизнь и смерть. »6235