Рецензия на книгу
С первой фразы. Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию
Лиза Крон
Аноним27 ноября 2025 г.Как сколотить крепкую историю, чтобы она не развалилась
Автор этой книги убеждает: чтобы история получилась, ей нужен крепкий “каркас”, на котором она строится. И дает советы и схемы по построению этого каркаса: некоторые слишком очевидные, другие – справедливые и интересные, третьи – спорные.
Например, Лиза Крон говорит о важности мотивации каждого героя, напоминает о том, что на протяжении истории персонаж должен меняться, советует добавить объемности антагонисту (не делать его полным злодеем) и глубины протагонисту (не делать его слишком хорошим). Советует поддерживать сюжетное напряжение, но не увлекаться и не скрывать от читателя нужную информацию слишком долго, иначе может стать скучно, тщательно соблюдать причинно-следственные связи, делать историю логичной, но в то же время непредсказуемой, убирать ненужные моменты, которые никак не влияют на историю, закладывать в сюжет заранее “бомбы замедленного действия”, чтобы потом не пришлось придумывать нелепые “рояли в кустах” и т.п. Не забыла упомянуть Лиза Крон и о “чеховском ружье”, которое должно обязательно выстрелить, если уж висит в первом акте на стене.
Автор скорее дает советы о том, как написать популярное произведение для широкой аудитории читателей, а слишком “заумную” литературу критикует. Например, вот что она пишет про “Улисса”:
Улисса читают отчасти из-за того, что это сложно и что дочитать до конца – значит показать свой интеллект (если не выносливость). Но вне зависимости от ума мало кто действительно наслаждается этой книгой.То есть, автор “С первой фразы” как бы говорит – “не будьте слишком сложными, не выпендривайтесь, а пишите понятно для людей”. Но в то же время отмечает, что и экспериментальную прозу “можно увязать с историей, на которую читателю свойственно отзываться”.
Через всю книгу проходит основная мысль – “мозг воспринимает истории, как жизненный опыт, необходимый для выживания”. Дескать, книги и рассказы интересно читать именно потому, что эти истории потом помогут “выйти из сложной ситуации в будущем”, “разобраться в окружающем абсурдном мире”, “извлечь пользу из опыта персонажа, попавшего в сложную ситуацию”. С этим можно согласиться, но можно и возразить, что вряд ли в каждой интересной истории есть этакая инструкцию для выживания или ценный для жизни опыт.
В самом названии книги автор обещает научить увлекать читателя, используя когнитивную психологию. Но на самом деле, в книге не так много когнитивной психологии, как можно было бы подумать сначала. Да, встречается много ссылок на научные источники, но вряд ли вы из них почерпнете что-то удивительное. Иногда автор напоминает старательного студента, который расставляет ссылки на научные источники просто, чтобы они были.
В целом, если вы читали другие книги по писательскому мастерству, может показаться, что в этом произведении много воды и явных очевидностей. Да, всего этого безусловно хватает, но и полезных советов предостаточно. А еще автор очень любит приводить примеры из литературы и кино. Целая подглава была посвящен анализу “Унесенных ветром”.
Книга имеет удобную структуру – она поделена на главы, а в конце каждой главы есть сжатые основные идеи для повторения материала. Но стиль книги, может быть из-за перевода, местами как-будто корявый и неудобоваримый. Хотя сложных терминов здесь практически нет.
Резюмируя: в книге много интересных и полезных советов, она дает ценные ремесленные схемы, но очевидно, что далеко не все сводится к схемам, и не всегда они безоговорочно работают, да и сами схемы иногда спорные. В общем – вот вам самый типовой чертеж без особых изысков, а свое литературное здание вы уже стройте сами, пробуйте, может получится, а может и нет, гарантий тут быть не может. Но оно и понятно, что писательство – это такое мастерство, где можно дать совет, но никак не исчерпывающую инструкцию.
Уже в последней главе встречается забавный эпизод: сама автор вспоминает, как после занятий к ней подошел человек и спросил: “Вы все время говорите другим, чтобы они нашли время написать книгу; почему вы сами не напишете свою?”.657