Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Интервью с вампиром

Энн Райс

  • Аватар пользователя
    Аноним27 ноября 2025 г.

    Вечность - это утомительно

    Интервью с вампиром - роман,  сочетающий в себе элементы готики, философии и психологической драмы. Трагическая история, исследующая вечные темы через призму бессмертия.


    Сюжет раскрывается через исповедь вампира Луи,  откровенно рассказывающего журналисту о своей долгой бессмертной жизни. После утраты близкого человека Луи  встречает Лестата - обаятельного, жестокого вампира, для которого человеческие привязанности лишь слабость, а сами люди - лишь игрушки. Затем появляется Клодия - маленькая девочка, превращённая в вампира. Их отношения - это смесь созависимости, непонимания друг друга (или же нежелания понимать) и странной формы привязанности.


    Откровения Луи на протяжении всего романа, постепенно формируют к героям сложное, неоднозначное отношение. Сам Луи самый человечный из всех главных героев: он умеет сострадать, видеть красоту мира (и пытается передать это умение другим), рефлексировать, переживать, он ищет смысл своей "жизни". Но при этом Луи беспрекословно подчиняется инстинктам, что также  доставляет ему неимоверные душевные терзания (периодически, когда он смиряется с бренностью бытия, а такие моменты появляются у него довольно часто). Иронично использовать слово "душевный", ведь по сути Луи мертв, но именно это, на первый взгляд, и отличает его от других вампиров.


    Лестат в начале романа вызывал раздражение, но в то же время притягивал своей энергией, внутренней разбитостью. Он отрицал все человеческое, действовал холодно и расчетливо. Это пугало, раздражало, но и заинтересовывало. В один момент я почувствовала себя на месте Луи: я хотела сбежать от него, но мне было безумно интересно, что же будет дальше. Но вот в конце романа у меня появилось к нему чувство жалости, даже какого-то понимания что ли. 


    Клодия - юная малышка, превращённая в вампира и навсегда застрявшая в детском теле.  Её образ вызывает одновременно восхищение и глубокую боль: она прекрасна и умна, но лишена возможности вырасти внешне. Но тем не менее внутренне она растет и развивается, в итоге становясь взрослой женщиной, заточенной в детском теле. Через Клодию читателю открывается ещё одна грань трагедии бессмертия.  Именно она занимает ключевое место во всем повествовании. Мне кажется, что для Луи она стала тем единственным смыслом, образом, соединяющим его с человеческой жизнью, оставшейся в далеком прошлом. Любили ли они друг друга или ненавидели? Думаю, между ними было что-то большее, что-то обусловленное бесконечностью их жизни, что-то выше любых человеческих чувств. 


    Энн Райс потрясающе точно передала атмосферу романа: вместе с персонажами я бродила по закоулкам Нового Орлеана, искала ответы в ночи где-то в глубинке Восточной Европы, проводила время в свете ночных огней Парижа.  Повествование очень чувственное и, я бы даже сказала, музыкальное.  Но при этом, в романе нет сильной динамики сюжета. Да, признаюсь, иногда было муторно и скучно читать бесконечные размышления Луи, его стенания о добре и зле. Но ведь это его исповедь, поэтому читаем и... а вот осуждаем или нет, здесь каждый решает для себя сам.


    Оглядываясь на свои ощущения во время прочтения романа, я бы, скорее всего, отнесла себя к осуждающим. Но концовка заставила меня наконец-то понять его, увидеть мир его глазами, чего он и хотел от окружающих.



    6
    77