Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Горе от ума

Александр Грибоедов

  • Аватар пользователя
    reader-1063458527 ноября 2025 г.

    К свободной жизни их вражда непримирима

    В школе я не особо любил читать поэзию, мне больше нравилась проза, поэтому из Горе от ума я слышал пару строк, но ничего не помнил. И вот сейчас решил закрыть старый гештальт и разобрать классическую поэзию.

    Горе от ума - сатира на московский высший свет начала XIX века, который совмещает в себе екатерининское старое общество, где больше ценятся чины и богатство, и новое дворянство начала XIX века, эпохи зарождения капитализма. Главный герой - Чацкий, вернувшийся из-за границы. Чацкий - вольнодумец, который не вписывается в местную систему льстецов и лизоблюдов, он максимально честен и говорит напрямую всё, что думает. Чацкий любит Софью, дочь барина Фамусова, который цель всей жизни видит в чинах и деньгах. Софья любит Молчалина, довольно лицемерного немногословного человека, который услужлив, удобен, но обманчив. Молчалин на самом деле любит горничную Лизу, которую по моим наблюдениям тут пытаются "полюбить" все, включая Фамусова. Чацкий приезжает за Софьей и начинает обличать всех подряд, за что его объявляют сумасшедшим. Чацкий в итоге остаётся ни с чем, как впрочем и Софья, и уезжает из этого дурдома куда подальше.

    Самое главное достоинство этой комедии - язык, которым она написана. Я решил, что во время чтения буду выделять для себя интересные цитаты, но в итоге моя рука их просто устала выписывать. Что не фраза, то не в бровь а в глаз, причём многие цитаты уже настолько вписаны в культуру, что мне их даже выписывать не надо было, я их итак как-будто всю жизнь знал.

    Суть конфликта комедии заключено в столкновении консервативного общества, обладающего предрассудками ещё с екатерининских времён, где ценится то, сколько у тебя денег, в каком ты чине, сколько у тебя орденов и так далее, и Чацкого, который всё это критикует, причём он это делает напрямую, будь то к месту или не к месту. В этом плане Чацкий это типичный романтический персонаж, который противопоставлен закостенелому традиционному обществу. Но Чацкий все свои речи произносит как-будто в воздух, его никто даже не пытается понять, а Чацкий, как это ни странно, не понимает, что он разговаривает буквально со стеной, и продолжает переть без умолку. Самый забавный момент за всю комедию для меня случился в конце третьего действия, где Чацкого уже все признали безумным, но Чацкий всё равно продолжает читать длинную нравоучительную речь про преклонение перед всем иностранным, хотя это в данном контексте вообще ни к месту смотрелось. Мне кажется, если бы Чацкий был полководцем, он бы проиграл любую битву просто потому, что свои полки посылал напрямую на пулемёты, настолько ему не хватает какой-то сдержанности и тактичности. Да и не то, чтобы в книге было прям показано, какую такую великую пользу Чацкий приносит обществу, он сам особо не работает и ничего полезного не делает, только критикует. Чацкий как-будто максимально гипертрофирован, он нужен, чтобы обличать общество, но такой человек не выжил бы в реальности. В нашем обществе выживают Молчалины, а не Чацкие.

    Если разбирать остальных персонажей, тут вот какая ситуация. Молчалин это такой образ типичного менеджера, удобный немногословный лизоблюд, который делает то, что ему прикажут, и практически не имеет собственного мнения. Ему отец как наказал подчиняться вышестоящим, так он и подчиняется всю свою жизнь. Единственное, что он делает по своей воле, он делает по любви к служанке, и то даже в этой ситуации он врёт Софье, чтобы не обидеть барыню. Фамусов это вообще сборник всех старых предрассудков, книги и учение для него зло, речи Чацкого для него просто возмутительны, но при этом он изменял своей жене (так же, как она ему изменяла), он в первой же сцене домогается до служанки, а в итоге всё, что его интересует в концовке, это что о нём подумает княгиня. Софья это 17-летняя девочка в возрасте, когда уже давно пора выходить замуж, и с ней любовь играет злую шутку. Софья сначала ради своей любви к Молчалину пускает слух, что Чацкий сумашедший, но в итоге Молчалин сам её обманывает, в итоге ни Софья, ни Чацкий не получают того, чего хотят, страдают все.

    На самом деле проблематика комедии вечная и её не обязательно прикладывать только на XIX век. Замени чины и ордена карьерой и айфонами и то же самое можно написать про XXI век. Важны не деньги, звания и побрякушки, а польза, которую ты приносишь обществу. Но с другой стороны, если ходить и критиковать всех подряд, это приведёт к тому, что тебя признают безумным и в итоге ты останешься ни с чем.

    В итоге, комедия обладает актуальной проблематикой и очень красивым слогом. Многие моменты вроде некоторых речей Чацкого можно наизусть выучить, этот текст вечный.

    5
    106