Рецензия на книгу
Мифы Восточной Сибири. От Ангары и Енисея до небесного кузнеца Божинтоя и солнечной девы Нелтек
Татьяна Муравьева
Аноним25 ноября 2025 г.Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе...
Надо сказать, что эта книга для читателя, который совсем-совсем ничего не знает о мифологии Восточной Сибири: для него это вообще какая-то другая планета. А для тех, кто сказки в детстве читал, ну вот хотя бы из этой книжки - Якутские народные сказки , откровений в книге не будет никаких. Потому что обещали в книге мифы — вот мифы и дали (а они в сказках повторяются), а вот хотя бы ещё немного информации, которая бы объяснила, почему эти мифы важны, — этого нет.
Нельзя сказать, что книга плохая — совсем нет, она действительно в малой форме рассказывает о том, о чём люди могут не знать. Просто, на мой взгляд, книга не до конца собрана, что ли. Если есть рассказ о том, где проживают народы, то я бы не отказалась увидеть карту района, хоть представить её местоположение, не забираясь при этом в Яндекс-карты. Не все люди могут представить, где и что находится, и не не обладают географическим кретинизмом. Некоторые хорошо хоть в собственном районе не плутают. А тут… пойдёте налево от Байкала — и вот за третьим столбом, пока в прищур глаз смотрите, вот там жили люди, и были у них мифы. Ну это несерьёзно для серьёзной книги, а «Мифы» себя всё же серьёзной литературой позиционируют, потому что у нас всё же краткий рассказ о народах есть, кто собирал мифы, с именами, званиями, какими-то комментариями собирателя — есть. Что-то общее о мифах тоже есть. Есть и фотографии народов — как они представляли своих богов, во что одевались, чем одежду украшали, какие у них были дома — это ведь тоже есть. Работа по подбору всего этого проделана немалая, просто не всегда понятен выбор в срезе рассказанных мифов. То есть что-то понятно, а что-то просто для того, чтобы расширить кругозор, потому что свадебный наряд, на который мы смотрим, никакой важности не несёт, — про это мифа нет. Или вот был миф про украшение дома, вышивку, а вот самой вышивки, которая как раз напрашивается, — нет. Или рассказ о том, что миф о подводном мастере появился, потому что есть такое место в Сибири у одной речки, где камешки так обтёсываются, что они действительно напоминают фигурки людей (ученые это не объясняют, но называют «иматровые конкреции»), животных, богов каких-то, и вот бы эти камешки показать — но нет, то есть нам показывают что-то просо похожее на кусок чего-то, что воспринять камешком связанным с мифом никак нельзя. Почему? Неизвестно. Зато есть наскальные рисунки — это круто, но опять же это никак не вписано в повествование книги. Там порой фотография отдельно, мифы и их содержание — отдельно.
Или вот: идёт миф, который, и к бабке не ходи, навеян христианством. И нам про это говорят. И рассказывают, как это произошло — кратенько. А вот, например, почему у народов миф о сотворении земли один — нам не рассказывают, даже хотя бы предположения: что жили одним большим племенем или кочевали, встречались, у друг друга заимствовали — хотя бы так! Ну если вы всё равно себе позволяете говорить очевидное про христианство, то скажите уже очевидное и про перекликание между мифами народов, ну или хотя бы откуда возникла разница в мифах — хотя бы потому, что эти жили среди гор, а эти на равнине. Хотя бы! Очень не хватало вот таких маленьких замечаний, которые бы объединили мифы, расширили бы знание не просто сказок, а того, как они кочуют, как меняются, как многое зависит от того, где народ проживает.Почему я на это обращаю внимание? Потому что я привыкла к структурированной литературе, которая не просто рассказывает миф, а старается пояснить его значение, его возникновение — это помогает объединить знание. Это уже не просто хламница, которую на тебя вывалили, и ты её благополучно забыл после прочтения, потому что она ни к чему не имеет отношения в твоей жизни, а то, чем ты можешь оперировать и в жизни: увидеть другую жизнь, понять, как думает человек — вот такой, простой, который старался объяснить то, что он видит. Это ведь как иная система жизни. А книга… книга ничего из этого не даёт.
Кстати, я надеялась, что книга будет содержать пантеон богов, духов, злодеев и героев — то есть всё то многообразие многоликое, которое отличается от русских сказок. Но мои ожидания не оправдались. Всё очень скупо, сильно по верхам и опять же без дополнительной информации, хотя бы объясняющей читателю разницу между «божественными» мифами, бытовыми и геройскими. Чтобы было понятно, что старше, откуда пришли, чем могли быть навеяны.
Поэтому как бы легко ни читалась книга, как бы ни была она интересными фактами и мифами наполнена, она проходная, потому что она просто как сборник повторяющихся историй. Эта книга важная, она открывает Россию, её народности, её разнообразие, её похожесть, а не разность в человеке. Но для меня, как для читателя, который её ценность понимает, она плохо сложена именно для того, чтобы почувствовать всё то, что она в себе несёт, и развить читателя, а не просто удовлетворить его любопытство, всучив леденец.
На самом деле, я хотела книгу похвалить, но получилось у меня как всегда) Но, честно: если вы вот совсем никаких мифов народов Восточной Сибири не знаете, то она вообще будет полезной, потому что основные мифы, основных богов и героев, какие-то самые простые, но общие вещи расскажет. И от неё уже можно будет двигаться дальше — в какую-то более глубокую литературу по этой теме.
зы. У меня есть любимый миф из этой книги про мужичка-с-ноготка. Мне больше всего его концовка нравится: когда он притащил к себе в дом жену, пошёл на рыбалку, наловил там десять рыбин — нормальному человеку с ладонь — на палочку их надел, а поднять не может. Позвал жену, мол: «Вах, я столько наловил, одному человеку не поднять», — и вот стоит она на берегу, смотрит, мол: улов где? А он: «Женщина, ты тайгу видишь, а мой улов не видишь? Вот же он!» — и показывает на этих десять рыбин. Женщина, конечно, немножко так в удивление впала, рыбин в одного сожрала и думает: «Я так с голоду умру». А мужичок думает: «Ей, я ж её не прокормлю», — но на охоту пошёл, чтобы её накормить. А женщина решила, что не, она так жить не согласна, и ушла к родителям. А мужичок домой приходит, жены нет — и он так обрадовался и давай жить, как поживал. Развод прошёл мирно))))
О чём нам говорит этот миф? А это нам доподлинно неизвестно, как есть ли жизнь на Марсе или нет) Айнаринаринайне)
зы. так получилось, что в Красноярске сегодня (28.11.2025) открылась выставка и на ней оказались такие экспонаты, какие я бы назвала отражением мифов, которые есть в книге. Поэтому не смогла пройти мимо и делюcь)46125