Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    Аноним25 ноября 2025 г.

    Не стоит блуждать без света надежды в тёмных закоулках загадки. Велик шанс навсегда затеряться во тьме, так и не увидев желанный ответ

    Микаэль Блумквист оказался в пренеприятнейшей ситуации, когда попытался вывести на чистую воду нечистого на душу миллиардера Ханса Эрика Веннерстрёма. За его старательность и честность главного героя осудили, оштрафовали, обязали сесть на три месяца в тюрьму и заклеймили в приговоре клеветником. Из-за всего этого он потерял доверие своих коллег-журналистов и ему пришлось сложить с себя полномочия директора в его собственном журнале “Миллениум”. Но у всего плохого есть и обратная сторона: шумиха в СМИ привела в движение другого героя истории, молодого сыщика и хакера Лисбет Саландер, которую наняли для того, чтобы выведать информацию о Микаэле Блумквисте. В итоге всё, что так легко и умело смогла собрать Лисбет, оказывается в руках известного восьмидесятидвухлетнего предпринимателя по имени Хенрик Вангер. Хенрик, узнав из отчёта Лисбет о честности и непредвзятости Микаэля (а также решив воспользоваться моментом, когда тот на время остался без работы и цели в жизни), решается нанять его в качестве детектива, чтобы тот попробовал справиться с невероятным по своей сложности заданием: узнать правду о том, что же на самом деле произошло сорок лет назад с племянницей Хенрика, Хариет Вангер, которая бесследно исчезла с небольшого острова Хедебю. На этом острове в тот злополучный день находилось почти всё семейство Вангеров, и каждый из них мог быть преступником причастным к исчезновению девушки. Микаэль оказывается последней надеждой старика, который, чувствуя неумолимое приближение своей смерти, боится, что после него уже больше никто не будет пытаться выйти на след правды.

    Перед Микаэлем Блумквистом предстала настолько невыполнимая задача, что её можно сопоставить по сложности разве что с подвигами героев из древних мифов. Сюжет романа — это несоизмеримый по своим размерам лабиринт. И в центре этого лабиринта, огороженного со всех сторон изгородью из многовековой семейной драмы и мириадами цепких веток из хитросплетений и интриг, скрывается правда, которая, как какой-нибудь бог, лишённый внимания со стороны своих почитателей, того гляди сгинет в небытие. Шелестит не трава изгороди, а события прошлого, смешавшиеся с ужасами настоящего. И запах крови наводит на мысли о том, что где-то в лабиринте скрывается минотавр-убийца, охотящийся за излишне любопытными героями, которые решили бросить вызов загадке. Только умные и смелые найдут путь в центр… но смогут ли они вернуться назад живыми и невредимыми?

    И как любой хороший древний миф, так и роман “Девушка с татуировкой дракона” является в меру умной и чрезвычайно увлекательной историей. Происходящие на страницах книги события раскрывают интересные факты о мире романа и даже время от времени дают моральные уроки для читателей (очевидные, но всё же полезные уроки). Да и монстров среди персонажей в романе тоже предостаточно, особенно это понравится тем, кто хочет немного пощекотать себе нервы. И некоторые такие монстры оказываются даже страшнее мифических тварей. И чем реальнее и опаснее монстр, тем страшнее за героев и их судьбу. К слову, о героях…

    Все персонажи такие пёстрые и завораживающие. Про Микаэля я написал уже достаточно, но замечу, что он, пусть и честный журналист, охотящийся за правдой, но не лишён эмоций и сильно зависим от женского внимания. Плейбой он, конечно, ещё тот и, на мой взгляд, автор немного переборщил с его любовной жизнью, но это определённо добавляет пикантности истории. А ещё Микаэль слишком доверчив и мягок. Но все эти недостатки в совокупности с его достоинствами, так или иначе, создают полностью трёхмерный образ человека, которого легко можно увидеть и за пределами художественной литературы. Второстепенные персонажи тоже не лишены трёхмерности. Их много, но в жизни каждого без исключения погружаешься с головой; разбираешь по кусочкам их прошлое и пытаешься найти связь между ними и исчезновением Хариет. Всё плавно переходит из драмы в детектив и обратно. Это большая история, и ей нужна свобода для того, чтобы показать себя во всей красе со всеми деталями.

    Не стоит забывать и про Лисбет Саландер, которая постоянно маячит на периферии сюжета в первой половине книги. Из-за этого её роль может показаться незначительной, но она отнюдь не второстепенный персонаж, как может показаться на первый взгляд. Нет, она такой же главный герой, как и Микаэль, и, возможно даже ещё более живой и интересный. Характер у неё сложный и она постоянно притягивает к себе проблемы, но никогда не сдаётся и умело находит решения для каждой сложной ситуации. Лисбет не боится быть честной с другими, даже если и причиняет им тем самым боль. Она умна, но антисоциальна, и ей сложно открыться другим людям. В ней и её истории легко затеряться, да и кажется, что ей и её секретам с лихвой хватит на несколько книг даже без участия Микаэля (сомневаюсь, что автор обойдётся без него, но в сиквелах ей, как мне кажется, будет посвящено намного больше времени). Важно ещё приметить, как её проблемы в жизни пересекаются с проблемами других персонажей, связывая происходящее в единый тематический узел.

    Раз уж об этом зашла речь, то давайте обсудим и темы книги. Они в основном крутятся вокруг двух вещей: “Женоненавистничество со стороны мужчин” (не стоит забывать, что оригинальное название романа — это “Мужчины, которые ненавидят женщин”) и “Сложно быть кем ты хочешь, когда другие за тебя уже решили кем ты должен быть”. Одно, в общем-то, то и дело пересекается с другим на протяжении всего романа. Не менее важным для Стига Ларссона было показать, как свобода одного человека может привести к неволе другого. Например, как исчезновение Хариет, вероятно устроенное неким злым и свободно совершающим всё что ему вздумается индивидуумом, сделало Хенрика зависимым от поиска правды и лишило желания заниматься в жизни чем-то ещё помимо этого. Как видите на примере этих тем в "Девушка с татуировкой дракона" можно найти немало интересно даже за пределами многослойного детектива. Ах да, детектив…

    Детективная составляющая просто прекрасна. Тайна завораживает и не отпускает внимание ни на секунду. Детективная история головокружительна и полна неожиданных поворотов. Автор также не боится показывать зубы с помощью жестокости, желая окунуть читателя с головой в свой по-настоящему шокирующий и страшный триллер. И даже когда будет очевидно, кто виноват и почему он сделал, что сделал, то в романе для читателя всё ещё останется множество интересных и - что самое главное для данного жанра – решаемых загадок (автор оставил множество подсказок для внимательных читателей-детективов). Да и за приключениями главных героев наблюдать почти никогда не скучно. В общем, как детектив роман получился изумительный. Определённо, образец для подражания.

    Автор, к сожалению, почти не будет радовать читателя на страницах своего романа красочным стилем изложения, так как он явно больше мастер по скрупулёзному, сухому и детальному описанию. Но скажу вам вот что: Стиг Ларссон отличный рассказчик, который даже небольшую историю про что-то незначительное из прошлого персонажей (вроде вражды Микаэля с экономическим обозревателем Уильямом Боргом или попытки Драгана Арманского пробиться сквозь скорлупу Лисбет Саландер) без особых проблем может превратить во что-то запоминающееся. В стиле автора сочетается удивительно несочетаемое: монотонное перечисление деталей и завораживающие истории из жизни персонажей. Это не для всех, но, определённо, необычно.

    Предфинальная остановка перед итогом у нас будет посвящена недостаткам романа. Самым очевидным недостатком для меня будет вся вторая сюжетная линия, посвящённая финансисту Веннерстрёму, которая после невероятной и полной загадок основной сюжетной линии получилась слишком простой и местами излишне предсказуемой. Но всё же приятно видеть, что автор не решил оставлять эту линию для сиквела. И ещё скажу в её защиту, что она всё ещё хорошо написана и даже как-то расслабляет, особенно на фоне безумных поисков Хариет. Мне ещё хочется поругать и темп повествования. Он очень медленный, что особенно заметно в начале – когда история только-только начинается (получается где-то 100 страниц), и в конце – когда после раскрытия загадки автор решил много времени посвятить другой сюжетной линии (а это ещё около 50 страниц). Стиль у Стига Ларссона необычный, но мне лично хотелось бы увидеть что-то более образное, поскольку от сухого изложения фактов порой сильно устаёшь. Получается, что даже у таких хороших произведений найдётся немало проблем, но не все они помешают насладиться историей и другими положительными аспектами книги. Тут уж кому из читателей на что проще будет закрыть глаза.

    Итог: как же хорошо найти отличный детектив, который не боится показать читателю сложную, интересную и честную загадку. Распутывать узел загадки, читая роман, никогда не скучно. Да ещё и персонажи хороши, и авторский стиль необычный. О чём, собственно, ещё желать фанату детективов? Конечно, хотелось бы, чтобы темп повествования был пошустрее, особенно в начале книги. И другие сюжетные линии автору стоило бы сделать интереснее и менее шаблонными. Но я всё равно доволен романом “Девушка с татуировкой дракона”. Это детектив, который нужно прочитать каждому фанату жанра и заодно каждому, кто любит просто хорошие истории про семейную драму.

    P. S. Аудиокнига мне очень понравилась, но в ней, естественно, отсутствовали приложения из книги с картами и генеалогическим древом семейства Вангеров. Не такая большая потеря, ибо автор в своём тексте много времени посвящает деталям и во всём по итогу легко разобраться и без приложений, но нужно понимать, что с приложениями читателю отыгрывать детектива будет гораздо удобнее.

    26
    117