Рецензия на книгу
Мальчики с бантиками
Валентин Пикуль
nuker22 октября 2015 г.
Школа юнг на параде в Киеве 7 ноября 1946 года.Пара цитат и мы узнаем почему Пикуль назвал свое произведение именно так:
Пощелкал кнопкою перчатки. Сенсацию приберег для конца:
– А сегодня вам будут выданы погоны…
– Урра-а! – подхватили юнги.
– Погоны и… ленточки! – добавил Кравцов.
– Уррррр-а-а…
С погонами юнги смирились сразу же. Черные квадраты, на которых отштампована одна лишь буква «Ю». Это вполне устраивало всех, только погоны не были окантованы. Но старшины объяснили:
– Кант не положен. Ишь чего захотели! Погоны с белым кантом присвоены курсантам высших училищ… не чета вам!
Потом в роте состоялось построение. Торжественно поднялся на пригорок лейтенант Кравцов, возле него под деревом установили стол, а на столе разложили связки новеньких ленточек – для каждого класса по связке. Еще издали юнги видели, как на черном репсе благородно загорается огненное золото букв… Все невольно волновались: что там написано? Кравцов взял в руки одну из лент и растянул ее, всем показывая. Надпись на ленточке была такова:
Школа юнгов ВМФ
Какой-то грамотей неправильно написал слово «юнг». Но сначала все заметили другое – Кравцов держал ленту слишком коротенькую.
– Посмотрели? – спросил он. – А теперь маленькая подробность. Лента укорочена. Косиц, как у матросов, вам иметь не положено…
Рота нестройно загудела. Кравцов продолжал:
– Вместо косиц юнгам флота присвоен бантик!
Раздался стон – это стонала вся рота. С озера Банного слышался гвалт – там, видать, из-за того же возмущались радисты.
Лейтенант еще не закончил своей речи.
– Бантик, – пояснил он, – вяжется на бескозырке не сзади, не на затылке, а сбоку… вот здесь. Возле правого виска!...
Офицеры выслушали меня. Легкими намеками пытались выяснить глубину моих знаний. Быстро нащупали дно, и тут командир насторожился:
– А что за чепуха у тебя на голове?
– Бантик, – говорю.
– Какой идиот это придумал? Еще чего не хватало, чтобы в моей команде люди с бантиками ходили… Снять!Жена Пикуля в предисловии пишет, что Валентин Саввич был не очень доволен своей первой пробой пера. Видно он ждал большего от самого себя, во время описания своих первых и страшных шагов в самостоятельной жизни и на войне.
Вот в этом вопросе я с ним категорически не согласен. Все у него получилось. Может действительно можно было написать еще более подробнее еще более проникновеннее, но все равно произведение очень хорошего качества, хоть и первое.
Хотел построить рецензию на сравнительной характеристике военного юношеского образования в СССР и в Российской империи, но слишком мало материала. По одной книге с каждой стороны, много чего остается не охваченным и отказался от этой идеи.
Теперь же просто постараюсь описать свои эмоции полученные при при чтении. Надеюсь получится.
Этот роман автобиографичен. Все что я в нем прочел и когда-то прочтете Вы, является полной юношеской биографией Валентина Саввича Пикуля. Это художественный вариант биографии Пикуля, в отличии от сухой справки о жизни писателя, Валентина Пикуля, в энциклопедии или википедии.
Единственным отличием от биографии истиной и описанной в романе является смерть матери главного героя. В действительности мать Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.Зачем автор исказил именно это факт мне не известно.
Удивительной и характерной частью произведения является описание Соловецких островов и жизнь юнг в этом уединенном месте. Такое ощущение, что там молодые ребята вместе с техническими знаниями, которыми их снабжают преподаватели, впитывают удивительную энергию этого места, многовековая история которого может заинтересовать любого, а подвиги свершенные на этой земле вдохновить каждого.
Вся книга это описание подвига всех мальчишек и Пикуля в частности. Не все по своему желанию оказались на островах, но перед неизбежностью войны они стали на путь защиты Родины в таком раннем возрасте и большая их часть прошла его достойно, ни считая некоторых личностей.
Читать легко, если бы каждый раз не понимать, что эти мужественные действия совершают ребята, а не возрастные моряки.
12124