Рецензия на книгу
Долгое прощание
Раймонд Чандлер
LinebaughAlso22 октября 2015 г.Лос-Анджелес цвета "нуар"
Предисловие. Познакомился я с Рэймондом Чандлером благодаря Харуки Мураками и Дмитрию Коваленину, написавшему "Суси-нуар". А именно, меня заинтересовал описанный в книге принцип "Чандлера", который использовал японец: «Когда находишь то, что искал, объект поиска качественно меняется». Решив, что дело стоящее, я пустился во все тяжкие и так нашел свою книгу жанра "нуар". Как оказалось, не ошибся.
"Проститься — это немножко умереть"В 1954 во время болезни Сусси Чандлер, предшествующей её смерти, Раймонд Ч. пишет одно из своих последних произведений, роман «Долгое прощание».
"Долгое прощание"... Название, нужно признать, вышло чертовски удачным и говорящим. Именно прощание является заглавной темой всего произведения и сыграло большую роль как в жизни детектива Филипа Марлоу, так и в жизни самого писателя в период написания книги. Поэтому, роман можно назвать отчасти автобиографическим и даже пророческим (только приглядитесь к Роджеру Уэйду), что придает произведению большую глубину и значимость, а в купе с сюжетом и вовсе делает книгу эталоном жанра "нуар" и чуть-ли не обязательной к ознакомлению. Но все по порядку.
Сюжет. К частному детективу Филипу Марлоу заглядывает его старый друг, Терри Леннокс, и просит подбросить его до Тихуаны. На следующий день жену Терри находят мертвой и Марлоу бросают в тюрьму по подозрению в содействии убийству.
Сюжет "Долгого прощания" в меру динамичен и, при необходимости, делает паузы, перенося действие в тихий уютный бар. В книге имеется две основных истории, которые время от времени пересекаются по мере развития событий и гармонично сплетаются к последним страницам романа. К сожалению, вопросов без ответа в произведении не остается, и концовка "Прощания", как принято в большинстве детективов, предельно открыта. Лично меня, больше всего порадовали персонажи. Они вышли яркими, необычными, а главное, на удивление живыми. Каждый со своими особенностями, переживаниями, мечтами и взглядом на этот несправедливый мир.
— Организованная преступность — всего лишь грязная оборотная сторона доллара.
— А чистая сторона?
— Мне её видеть не приходилось.Атмосфера - вещь ради которой и читают большинство книг в этом жанре. Дух пессимизма, разочарования и цинизма американского общества 50-х, частью которого являлся сам Чандлер, традиционно передана здесь через призму частного детектива Марлоу и предоставляет нам цельную, пропитанную дымом сигарет и черным кофе, картину тех лет. Картину Лос-Анджелеса цвета "нуар".
.. часть души хотела бежать отсюда навсегда, но к этому внутреннему голосу я никогда не прислушивался. Если бы прислушивался, то остался бы в родном городке, работал бы в скобяной лавке, женился на дочке хозяина, завел пятерых ребятишек... Нет уж, друзья, угощайтесь сами. Мне подавайте большой, мрачный, грязный, преступный город.Манера повествования. Рыща по странице книги на сайте, я был крайне удивлен таким скромным количеством цитат. Всего 8 штук, маловато, особенно для эталона "черного романа". Где все те "чандлеризмы", остроумные сравнения, размышления о партиях Капабланки и думы одинокого сыщика, которыми книга так и пестрит?! Не ясно. Вот и сейчас сдерживаюсь, чтобы не скатиться в цитирование книги. А все потому, что стиль Раймонда Чандлера, действительно, прекрасен, и хотя-бы ради этого роман достоин внимания.
И все же, почему я поставил только 8/10, спросите вы. На это тоже есть вполне конкретные причины. Во-первых, пожалуй, я не из тех жарких поклонников "нуара", которые должны были писать эту рецензию. Что ни говори, а больше ста страниц в день прочитать у меня просто физически не выходило. Устаешь от всего этого пессимизма, наполняющего книгу. Во-вторых, концовка многим покажется весьма ожидаемой и я вхожу в их число. Чего-то в ней, определенно, недоставало, или может быть я так воспитан на японской литературе, что мне подавайте глубоких закрытых концовок , не знаю. Впрочем, оставляю этот вопрос вам.
Слушал, как удаляются его шаги по коридору, выложенному поддельным мрамором.
Скоро они стали стихать, потом умолкли. Я все равно продолжал слушать.
Зачем? Может быть, я хотел, чтобы он внезапно остановился, вернулся и уговорами вывел меня из этого состояния? Но этого он не сделал. Я видел его в последний раз."Долгое прощание" - один из лучших романов жанра "нуар". Благодаря своей атмосфере и особенному повествованию Чандлера, книга стала настоящей классикой американской литературы и по праву получила премию Эдгара По за лучший роман 1955 года.
P.S. После прочтения книги, настоятельно рекомендую ознакомиться с краткой биографией автора.6815