Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Долгое прощание

Раймонд Чандлер

  • Аватар пользователя
    LinebaughAlso22 октября 2015 г.

    Лос-Анджелес цвета "нуар"

    Предисловие. Познакомился я с Рэймондом Чандлером благодаря Харуки Мураками и Дмитрию Коваленину, написавшему "Суси-нуар". А именно, меня заинтересовал описанный в книге принцип "Чандлера", который использовал японец: «Когда находишь то, что искал, объект поиска качественно меняется». Решив, что дело стоящее, я пустился во все тяжкие и так нашел свою книгу жанра "нуар". Как оказалось, не ошибся.


    "Проститься — это немножко умереть"

    В 1954 во время болезни Сусси Чандлер, предшествующей её смерти, Раймонд Ч. пишет одно из своих последних произведений, роман «Долгое прощание».

    "Долгое прощание"... Название, нужно признать, вышло чертовски удачным и говорящим. Именно прощание является заглавной темой всего произведения и сыграло большую роль как в жизни детектива Филипа Марлоу, так и в жизни самого писателя в период написания книги. Поэтому, роман можно назвать отчасти автобиографическим и даже пророческим (только приглядитесь к Роджеру Уэйду), что придает произведению большую глубину и значимость, а в купе с сюжетом и вовсе делает книгу эталоном жанра "нуар" и чуть-ли не обязательной к ознакомлению. Но все по порядку.
    Сюжет. К частному детективу Филипу Марлоу заглядывает его старый друг, Терри Леннокс, и просит подбросить его до Тихуаны. На следующий день жену Терри находят мертвой и Марлоу бросают в тюрьму по подозрению в содействии убийству.
    Сюжет "Долгого прощания" в меру динамичен и, при необходимости, делает паузы, перенося действие в тихий уютный бар. В книге имеется две основных истории, которые время от времени пересекаются по мере развития событий и гармонично сплетаются к последним страницам романа. К сожалению, вопросов без ответа в произведении не остается, и концовка "Прощания", как принято в большинстве детективов, предельно открыта. Лично меня, больше всего порадовали персонажи. Они вышли яркими, необычными, а главное, на удивление живыми. Каждый со своими особенностями, переживаниями, мечтами и взглядом на этот несправедливый мир.


    — Организованная преступность — всего лишь грязная оборотная сторона доллара.
    — А чистая сторона?
    — Мне её видеть не приходилось.

    Атмосфера - вещь ради которой и читают большинство книг в этом жанре. Дух пессимизма, разочарования и цинизма американского общества 50-х, частью которого являлся сам Чандлер, традиционно передана здесь через призму частного детектива Марлоу и предоставляет нам цельную, пропитанную дымом сигарет и черным кофе, картину тех лет. Картину Лос-Анджелеса цвета "нуар".


    .. часть души хотела бежать отсюда навсегда, но к этому внутреннему голосу я никогда не прислушивался. Если бы прислушивался, то остался бы в родном городке, работал бы в скобяной лавке, женился на дочке хозяина, завел пятерых ребятишек... Нет уж, друзья, угощайтесь сами. Мне подавайте большой, мрачный, грязный, преступный город.

    Манера повествования. Рыща по странице книги на сайте, я был крайне удивлен таким скромным количеством цитат. Всего 8 штук, маловато, особенно для эталона "черного романа". Где все те "чандлеризмы", остроумные сравнения, размышления о партиях Капабланки и думы одинокого сыщика, которыми книга так и пестрит?! Не ясно. Вот и сейчас сдерживаюсь, чтобы не скатиться в цитирование книги. А все потому, что стиль Раймонда Чандлера, действительно, прекрасен, и хотя-бы ради этого роман достоин внимания.

    И все же, почему я поставил только 8/10, спросите вы. На это тоже есть вполне конкретные причины. Во-первых, пожалуй, я не из тех жарких поклонников "нуара", которые должны были писать эту рецензию. Что ни говори, а больше ста страниц в день прочитать у меня просто физически не выходило. Устаешь от всего этого пессимизма, наполняющего книгу. Во-вторых, концовка многим покажется весьма ожидаемой и я вхожу в их число. Чего-то в ней, определенно, недоставало, или может быть я так воспитан на японской литературе, что мне подавайте глубоких закрытых концовок , не знаю. Впрочем, оставляю этот вопрос вам.


    Слушал, как удаляются его шаги по коридору, выложенному поддельным мрамором.
    Скоро они стали стихать, потом умолкли. Я все равно продолжал слушать.
    Зачем? Может быть, я хотел, чтобы он внезапно остановился, вернулся и уговорами вывел меня из этого состояния? Но этого он не сделал. Я видел его в последний раз.

    "Долгое прощание" - один из лучших романов жанра "нуар". Благодаря своей атмосфере и особенному повествованию Чандлера, книга стала настоящей классикой американской литературы и по праву получила премию Эдгара По за лучший роман 1955 года.

    P.S. После прочтения книги, настоятельно рекомендую ознакомиться с краткой биографией автора.

    6
    815