Рецензия на книгу
Atonement
Ian McEwan
Аноним22 октября 2015 г.Хотелось бы поговорить о трёх идеях, возникших у меня в связи с этой книгой.
Point 1. Тютчевское "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся", на мой взгляд, иллюстрирует главную идею романа. В этом плане называть Брайони дрянью - это, конечно, смешно, нелепо, но по большей части ещё и несправедливо. Если Вы не разрушили чью-то жизнь случайным словом, что ж, Вам просто повезло, не более. Разве кто-то из нас может с полной уверенностью утверждать, что ни одно его слово не принесло вреда людям, о которых он сейчас, может, уже и не вспомнит? Мы привыкли к необдуманности и вспыльчивости, иногда мы даже не обращаем внимания на то, что говорим, обижаем походя. Есть ли кто-то, кто не лежал иногда среди ночи и не проигрывал диалог дневной или десятилетней давности, думая, как нужно было бы ответить? Брайони было 13 лет. Кто следит за словами в 13 лет? Кто вообще хоть за чем-нибудь следит в 13?
Point 2. Расхожее выражение "Благими намерениями вымощена дорога в ад" тоже может быть здесь употреблено. В конце концов, девочка же не из-за какой-то особой злости оговорила Робби, а просто эти события по-разному могли быть истолкованы. Всё сложилось, пусть и не на свои места. Типичный случай недопонимания приводит к катастрофе.
Point 3. Сама Брайони как человек-творец. Она моделирует ситуации на бумаге, а тут представляется случай "отыграть" это всё в жизни. В её мире творчества всё зависело от неё самой, так почему бы большому миру не быть отражением внутреннего? И опять же, ей 13. Всем в 13 не хватает драмы, и вот, драма может произойти, причём по её, Брайони, мановению руки, она лично организовала этот прецедент, как делал до этого в своих рассказах.
Всё это о жизни, в которой да, встречаются изломанные судьбы, но это не чья-то большая вина (по крайней мере, в этом случае), а стечение неудачных обстоятельств. К трагедии приводит не что-то масштабное и просящееся на широкий экран, а обыденные вещи, при другом раскладе прошедшие незамеченными. Это и о писательстве, о духе рождения художественного текста, где герои обретают плоть и кровь, в независимости от того, как развивалась ситуация в реальной жизни.
А ещё это о том, что нужно критичнее относиться к словам 13-летней девочки с большой фантазией.654