Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Миткалевая метель

Михаил Кочнев

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2025 г.

    Сказы у большинства ассоциируются с Бажовым. Вряд ли кто-то вспомнит (если вообще знает), что существуют не только уральские сказы про малахит, но и ивановские сказы про миткаль. А вот они есть. И только ради этого знания стоило прочитать этот сборник. Так сказать, ради развития кругозора. А вот понравилось ли, это уже другой вопрос.

    Начинается сборник довольно бодро: оригинальный слог добавляет самобытности и создает впечатление, что дедушка-ткач у теплой печки складывает сказки, где добро побеждает зло. Тут есть устаревшие слова, но в целом мне читалось легче, чем тот же Бажов. Добро тут — трудяга-ткач, а хозяин/фабрикант — злой жулик и скряга, притеснитель рабочего человека. Так-то оно так, но читать одну и ту же мысль из сказа в сказ было утомительно. На этом фоне для меня выделились сказ «Березовый хозяин», где интрига, долго ли Герасим будет зазря мучиться, сохранялась до конца, и «Царь-Петровы паруса», где злодеем был иностранный генерал Петра I, а простой солдат Иван выправил ситуацию.

    Но чем ближе к нашему веку, тем сильнее чувствовалось недовольство рабочего народа. Тем больше сказы теряли свое волшебство и тем больше приобретали реализм. С приходом революции и вовсе все сказочное потерялось, остались только ткачи как притесненный рабочий народ. Например, в сказе (не очень уверена, что это сказом назвать можно) «Поручение будет» идет активная агитация девушки Таси, мечтающей из ткачихи сделаться школьной учительницей и уехать подальше, да только вот все учебные места занимают купеческие дочери, и рабочим девушкам место есть только знамо где. Так вот эта ура-агитация проводится самим Фрунзе, он же товарищ Арсений. Соответственно, все произведение наполнено пафосом «ура-революции» и ничем другим.

    В сказе "Гюльджан — черная коса" сказочное есть (говорящий серебряный шелкопряд), но как-то всё не то. Ну не вяжется во единый сюжет говорящий шелкопряд и вышитый платочек-послание вместе с Лениным, которому этот платочек принес беркут. И сам Ленин этот платочек получил и отправил на выручку Гюльджан и ее семье честных коммунистов.

    Дальше пропаганда коммунизма все сильнее и сильнее. Тут уже злодеем выступает мастер-инженер, который мешает молодой, расторопной, амбициозной Тане ткать сразу на шести станках. Говорит, в табличках другая норма прописана, вот так и надо. В итоге злодей одумался, советский прогресс восторжествовал.

    В общем, все волшебство и мастерство советских сказов — не волшебная горностайка и березовый хозяин, а советская, коммунистическая власть и сила. Читалось это трудно. Давно мне не попадалось настолько сильно пропаганды. Но для общего развития откуда черпали силы и терпения ткачи Ивановской области в разные века, было в целом любопытно.

    50
    121