Рецензия на книгу
От Руси до России
Лев Гумилёв
Sergei_Vetroduev23 ноября 2025 г.Лев Гумилев "От Руси до России: очерки этнической истории".
Прочитал эту книгу несколько дней назад, но всё это время бродил "вокруг да около", не зная как подступиться к отзыву. По той простой причине, что мне особо нечего сказать. Ну что ж, буду просто "гнать объёмы".
Я неоднозначно отношусь к трудам Льва Николаевича Гумилёва. Возможно потому, что очень мало их читал. До книги "От Руси до России", последней в авторской библиографии, мой багаж состоял из нескольких статей. По сути, только начинаю осваивать эту территорию. С одной стороны, мне как человеку неравнодушному к русской истории, безусловно интересно. С другой, всё прочитанное ранее, воспринял с прохладцей. Да что там с прохладцей ..... почти с изморозью, если уж до конца честно. Не стала исключением и сия книжица.
Ускоренный курс по истории России или лёгкая пробежка, от Рюрика до Петра Великого. Взгляд автора останавливается только на тех личностях или на тех событиях, на которые можно посмотреть с точки зрения теории этногенеза и пассионарности. В некоторых случаях, как мне показалось, Лев Николаевич совершенно не стесняется "чуток подтесать" и "немножко подогнать" события и личностей под себя. Там подшить, здесь распустить и будет впору. Пару раз замечал небольшие фактологические ошибки. Если уж их заметил я, не самый великий специалист (мягко говоря), то наверняка их намного больше. Но читается влёт и с удовольствием, этого не отнять.
Моё мировоззрение железобетонно сформировано и зацементировано классической русской (и чуть-чуть советской) историографией - Карамзин, Соловьёв, Татищев, Вернадский, Ключевский, Костомаров, А.Сахаров (не тот, который "контра"), Скрынников и другие. Поэтому, шаг в сторону - попытка к бегству, прыжок на месте - попытка улететь; стреляю без предупреждения. "Ордынское Благо" вместо Ордынского ига, по Гумилёву, моя душа категорически отказывается принимать. Как и объяснение Львом Николаевичем трагедии сожжения Москвы ханом Тохтамышем, с убийством почти всех жителей - москвичи, мол, сами виноваты. Нечего было пьянствовать и обзываться. Ордынцы как люди с тонкой душевной организацией, алкогольные возлияния не одобряли и были обидчивыми до крайности. Носить исключительно на ручках, встречать только с цветами. Ну не люблю я вот этих всех вольностей по отношению к "священной корове" (русской истории); коробит.
Повторюсь - я только начинаю знакомство с работами Льва Гумилёва и возможно, в дальнейшем, моё морозное отношение эволюционирует до жара русской печки в деревенской избе. По крайней мере, появлению этих книг на моей полке способствовала не только обязаловка в стиле "это классика, это знать надо", но и живой, искренний интерес. Хотя, один вывод могу озвучить прямо сейчас - евразиец из меня никудышный. И слава Богу!11108