Рецензия на книгу
Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы
Александра Баркова
Аноним22 ноября 2025 г.Изучаем собственное мышление.
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне он – в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
(Иосиф Бродский)
Книга из цикла лекций авторского курса Александры Барковой. Несмотря на название «Славянские мифы», в ней не будет, привычных нам по Древней Греции или Египту, Скандинавии, историй. Александра Баркова назвала эту лекцию «беглым обзором славянского язычества», а отсутствию в ней мифов дала следующее объяснение: «Еще раз подчеркнем: причина полной утраты сюжетных мифов на Руси не только (и не столько!) в принятии христианства; все дело в нашествии Батыя, уничтожившего носителей высокой устной традиции».
По приведенной цитате можно заметить, что автор говорит от множественного числа – «подчеркнем». В заключительной части она назовет имена тех, кто были ее учителями, чьи взгляды и теории она поддерживает, на чьи труды опирается. Прежде всего, это работы Никиты Ильича Толстого и Светланы Михайловны Толстой, но будут названы и другие имена. Среди оппонентов, с которыми Александра Баркова часто не соглашается – академик Б. А. Рыбаков, Успенский, Топоров и Иванов. Фамилий и мнений в книге много, часто противоречивых, что объясняется недостаточностью исторических данных. «Повесть временных лет» да «Слово о полку Игореве» – вот основные труды, которые изучают ученые, споря по многим пунктам. Баркова приводит примеры разночтений, но с чьими выводами соглашаться – выбор самих читателей.
Государства, которое объединяло бы всех славян, никогда не существовало. Более того, ко времени формирования Киевской Руси (IX век) значительная часть славян по-прежнему сохраняла племенной строй. И потому в каждом регионе, в каждом племени имелись свои культы – в чем-то сходные, в чем-то отличные. Не было и общеславянского языческого пантеона, так что реконструировать его невозможно.О чем же рассказывает в своей книге Александра Баркова? Если опустить историческую справку, то начинается повествование информацией о мифологической символике животных и деревьев. В этой главе слушателям расскажут о культах медведя и волка, коня, оленя и лося, зайца и ласки, собаки и кошки, курицы и петуха, коровы и быка, козы и козла, аиста и лебедя, кукушки и утки, на которых основаны народные суеверия, приметы и обряды. Некоторые послужили основой для современных крылатых выражений.
Во второй главе автор обратится к категории магических персонажей – к тем, кто несет благо и беду достаточно спонтанно, хаотично. Среди них: полазник, овинник, домовой, кикимора, хованец, банник, мельник, водяной, леший, полевик и полудница, русалка... Говоря об упырях и навьях, автор вспоминает сказки, среди которых всем известный «Колобок». Довольно интересное трактование похождений народного героя (желающие могут ознакомиться с текстом под спойлером).Одна из страшных сказок, о которой пойдет речь, это… «Колобок». Попробуем прочесть ее по-новому, с учетом наших знаний о неупокоенных мертвецах. Начинается история, как мы помним, с бездетных старика и старухи, живущих чрезвычайно бедно. И если муку на хлеб старуха с трудом наскребает, то соли в их доме явно нет (но имеется корова, потому что есть сметана, на которой замесят Колобка). Почему же у этой пары нет детей? Вернувшись немного назад, к образу хованца и подношениям ему, мы получаем ответ: аборт. Героиня в молодости избавилась от первого нежелательного ребенка, но аборт прошел неудачно, и она стала бесплодной. Невозможность иметь собственных детей побуждает пару создать нечто вроде голема. Как и положено духу нерожденного ребенка, он нуждается в несоленом хлебе и чем-то молочном. Голем сотворен успешно, он оживает и ведет себя как ребенок – убегает из дома.
Колобок – сложный образ. Он одновременно несет в себе самые смертоносные силы, будучи духом неупокоенного мертвеца, и при этом он хлеб – то есть самое святое и чистое, что только может быть. Сложно сказать, почему он ведет себя максимально хорошо: сразу покидает мир людей и катится в лес, в потусторонний мир. Возможно, срабатывает инерция сказочного сюжета (увод детей в лес), хотя, как мы увидим в историях Снегурочки и Красной Шапочки, неупокоенные мертвецы вовсе не стремятся покидать мир живых. Колобок, не принеся никаких бед, отправляется прямиком в пасть к волку, ведь именно волки поедали чертей.
Почему же в современной нам версии Колобка съедает не волк, а лиса? Эта сказка превратилась в потешку, то есть в текст, где акцент делается на песенке Колобка, обрастающей по ходу развития сюжета новыми эпизодами.Третья часть книги посвящена богам. Автор сразу предупреждает, что с этой темой «мы вступаем в область гипотез и дискуссий». С богами дело обстоит непросто: «Одни ученые решительно утверждают, что эти боги у славян были, другие столь же рьяно с этим спорят». Кроме споров, является ли тот или иной персонаж богом, в этой главе рассматривается общеизвестный факт привязки языческих праздников к христианским. Например, в народном православии черты бога-громовержца Перуна были перенесены на Илью-пророка. Святой Николай вобрал в себя несколько культов, чтобы поглотить языческие верования.
Общее мнение о книге неоднозначное: отдельные привязки казались искусственными, а с некоторыми утверждениями хотелось поспорить. Но мне понравился подход к изучению мифологии: «мы изучаем не седую древность и не заблуждения далеких предков, а наше собственное мышление».Аудиокнига прослушана в добротном исполнении Людмилы Чайковской. У актрисы очень приятный голос, мягкая манера произношения. Она четко произносит слова, что немаловажно в научно-популярных текстах.
Длительность: 6 часов 42 минуты67175