Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним22 ноября 2025 г.

    Не чувствуешь любви к людям - сиди смирно, - занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми.

    «Воскресение» Лев Толстой

    Сюжет: 

    Князь Нехлюдов однажды поступил подло с юной и любящей его девушкой. Спустя годы он внезапно встречает Катюшу Маслову в суде — и от этого столкновения с прошлым испытывает что-то вроде морального землетрясения.

    Начинается путешествие: одновременно внешнее (тюрьмы, этапы, судебная система) и внутреннее (попытка стать человеком, которого не стыдно уважать). 

    Темы произведения:

    • любовь и предательство 

    • нравственное воскресение и искупление 

    • жизненные ценности и поиск смысла 

    • вопросы религии 

    • социальная критика 

    • пороки и надежды общества 

    Толстой показывает, что фундамент высокой идеи — это личная ответственность, а исправление даётся тяжело и требует большой духовной работы и отказа от соблазнов.

    Но есть нюанс: идеи Толстого иногда выглядят слегка утопично (поправьте меня, кто не согласен). 

    Катюша же постепенно перестаёт быть полноценным персонажем и превращается почти в прикладной инструмент сюжета — причину возрождения Нехлюдова. Её линия растворяется в его поисках истин. 


    Она жалела, что упустила случай нынче высказать ему еще раз то же, что она знает его и не поддастся ему, не позволит ему духовно воспользоваться ею, как он воспользовался ею телесно, не позволит ему сделать ее предметом своего великодушия.
    Очень большая доля в произведении отводится капиталистическому устройству, тюремной системе, справедливости и итогам наказания и заточения, социальному неравенству.  Морализаторства тоже немало. Толстой иногда встраивает между строк лекцию о том, как правильно жить. Но, как ни странно, это не сильно раздражает. В целом книга воспринимается как некое эссе, итог жизненных убеждений, а герои — больше голос автора. 
    Субъективно: в ‘Воскресении’ я улавливала атмосферу Достоевского, особенно в отрывках про каторжников. 

    Возможно, это та книга, к которой надо иногда возвращаться: перечитывать, спорить с ней, соглашаться на одной странице и возмущаться на следующей. И понимать, что сколько бы времени не прошло, какие бы технологии не появились — людское нутро, тревоги и вопросы остаются прежними, но надежда есть всегда.


    5
    103