Рецензия на книгу
Ася (аудиокнига MP3)
И. С. Тургенев
Openok_ok20 ноября 2025 г.Любовь через призму Буратины-пессимиста
Случился у меня тургеневский запой. Собиралась читать только «Первую любовь», но в сборнике оказался заинтересовавший меня названием «Фауст», и еще «Ася», которую со школьных времен я не помнила совершенно, и решила перечитать. И вот читаю я третий рассказ подряд и начинаю понимать (надеюсь), кто же такая «тургеневская девушка», потому что в свое время на уроке литературы, видимо, прохлопала ушами, да и не задумывалась никогда над этим, так как особо не интересовалась.
Типажи всех трех девушек очень похожи. Тонкочувствующие натуры, бросающиеся в омут чувств с головой, что в итоге их и губит. Асе, правда, «повезло», в отличие от других героинь, она «всего лишь» слегла с лихорадкой. Мне в этот момент вспомнился один глупенький подростковый романчик, который я читала лет в 12-13, где у главной героини от душевных переживаний тоже поднялась высокая температура. Тогда я не поверила, что такое бывает. Вроде бы ситуации похожи, но в Асе нет той натужности и неправдоподобности, которая была в героине того произведения. Там подобный прием был использован исключительно для нагнетания драмы, потому что не было конфликта, героиня, не разобравшись в ситуации, накрутила себя и слегла с температурой. Наверное, поэтому даже для 12-летнего подростка это смотрелось неправдоподобно. А у Тургенева Ася живая, со своей предысторией, объясняющей ее противоречивое поведение и характер. У нее есть конфликт внутри нее самой, и обусловлен он обстоятельствами ее рождения. В Асины чувства, в нее саму я верю.
Но, видимо, мой эмоциональный диапазон колеблется где-то между поленом и гранитной плитой, потому что Асе я сочувствую скорее потому, что она слишком молода и неопытна. Я понимаю, почему она так себя ведет, но воспринимаю её как эмоционально незрелую, импульсивную девушку, которая в порыве первой влюбленности слишком поторопилась и начала действовать, не договорившись с головой и здравым смыслом. Она в этом не виновата, повторюсь, ее поведение органично в рамках ее истории. Ей бы очень нужен был старший товарищ рядом, но только не в лице потакающего брата. Гагин добрый и приятный человек, но откровенно недалёкий и инфантильный. Он как сам не смог правильно поступить, накрутив главного героя, так не смог и направить младшую сестру, подсказав ей, что не нужно в таких делах пороть горячку.
Главный герой показался мне более взвешенным и зрелым в эмоциональном плане, но по уровню инфантильности недалеко ушедшим от Гагина. Любовь для него оказалась тем самым вальсом, очарование которого лучше раскрывается издалека.
Собственно, его поведение у меня вопросов не вызывает. Человек только начал понимать, что девушка ему нравится. И тут ему обухом по голове пристукивает Гагин, говоря: «Любит тебя сестричка моя бесшабашная. Решать надо вопрос вот прям сейчас! Немедленно! Лучше еще вчера! Так что, женишься или нет?». Любой нормальный человек в подобной ситуации обалдел бы. Ася — натура чувствительная и вместе с тем активная, почувствовав притяжение к главному герою, начала действовать. Она не дала чувству главного героя созреть самому, не смогла ждать и пошла напролом. Он просто не успел понять свои порывы, и под давлением обстоятельств растерялся и не смог подобрать правильные слова, чтобы утихомирить двух торопыг, брата и сестру. Затем еще неоформившееся чувство главного героя было насильно подтолкнуто страхом за жизнь Аси. И в конце у него отобрали возможность воплотить свою любовь в жизнь, в тот момент, когда он, наконец, был готов к действиям. В итоге — трагедия, сожаления и поломанная жизнь. Главный герой создал в своем воображении идеальный образ Аси, от которого не смог отказаться на протяжении всей жизни. Может, я не права, но я сомневаюсь, что главный герой любил бы Асю всю жизнь, если бы женился. Что-то мне подсказывает, что через n-ое количество лет совместной жизни она ему надоела бы со своим непостоянством и безрассудностью. Они не смогли бы синхронизироваться в своих чувствах, Ася чувственна, порывиста, когда как главный герой более медлительный, обстоятельный в своих переживаниях. Видимо, я еще и пессимист.Но, несмотря на вышеизложенную простыню, эта повесть понравилась мне больше двух других. В ней чувствуется какая-то нежность, любовь автора к своим героям. Повествование не выглядит натужно, с чем я сталкиваюсь, к сожалению, в большинстве современной литературы. Персонажи живые, они ведут себя естественно. Все эти работы, несмотря на свой маленький объем, необычайно правдоподобны в изображении человеческих характеров, именно поэтому они трогают какие-то струны в душе, побуждают анализировать и чувствовать героев. Я ощущаю искренность этих произведений.
Мне понравился подобный спонтанный опыт, дальше думаю взять у Тургенева «Дворянское гнездо».
Содержит спойлеры11276