Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фатерланд

Роберт Харрис

  • Аватар пользователя
    Morra18 октября 2015 г.

    Хмурое и неприветливое апрельское утро 1964 года в Берлине начинается с обнаружения тела пожилого утопленника - не весть какое событие для многомиллионного мегаполиса, в котором ежедневно что-то происходит, событие, которое могло бы стать отправной точкой средненького детектива, если бы... Если бы за двадцать лет до этого Германия не победила во второй мировой войне, не создала огромную империю и не готовилась бы отмечать очередной день рождения всеми любимого фюрера. Повсюду размах, гранит и свастика - Берлин превратился в воплощение амбициозных мечтаний Альберта Шпеера. И пока герои проезжают в машине мимо большого зала рейха, в голове навязчивой мелодией звучит имперский марш.

    Мир победившего национал-социализма неожиданно выглядит не слишком пугающе, по крайней мере, поначалу. Возможно, потому что мы уже начитались антиутопий и новостей. А возможно, потому что мы смотрим на него глазами не второсортного персонажа, не подпольного борца, не бунтовщика, а пусть и отщепенца, но всё-таки арийца, следователя крипо в завораживающей чёрной форме (если отбросить все морально-этические соображения, у немцев всё-таки была самая стильная форма в мире). Ксавьер Марш завораживает и сам по себе. Он из той категории одиноких волков, представителя которой безумно хочется затащить домой, отмыть, накормить, обогреть и приручить; и кажется, что он забудет свой чёртов лес и превратится в добродушную, хотя и суровую немецкую овчарку, ну а то, что будет иногда выть на луну, с этим можно и смириться. Наивные мечты. Как волка не корми, а он вырвется из серой рутины и вернётся в самый центр событий, один против всех, один в поисках ответов на мучающие его неудобные вопросы.

    Пожилой утопленник оказывается партийным бонзой с тайнами в прошлом, что уже превращает расследование в небезопасную затею. Вслед за первой смертью сыплются и другие, на пятки наступает гестапо, свидетели исчезают, документы растворяются в воздухе - начинается игра по-крупному, а в стылом берлинском воздухе начинает попахивать грозой. Разумеется, Марш не сойдёт с выбранного пути. Разумеется, он докопается до правды. Хотя никому это радости не принесёт, напротив, перекорёжит, сломает, размажет по стенам. Читателя - заодно. Потому что правда "Фатерлянда" не из области вымысла, к сожалению. И это поднимает роман от просто "детектив" или просто "альтернативная история" к какому-то новому уровню. Чтобы написать настолько увлекательный роман на такую тему, нужно то ещё мастерство. И даже несколько мелких ляпов автора и переводчика проходят практически незамеченными.

    Конец у этой истории идеальный. Трагичный, закономерный и недосказанный. Узнает ли мир страшную тайну, каждый читатель решает сам. В конечном счёте, это не так уж важно. "Никто никогда этому не поверит".

    "Будущее не собиралось карать. Будущее не собиралось миловать. Будущее просто шло своей дорогой"(с) братья Стругацкие

    63
    1,5K