Рецензия на книгу
Сделаны из вины
Йоанна Элми
Аноним18 ноября 2025 г.Сделаны из вины и молчания
Болезненный разговор, обещанный Георги Господиновым в блербе на обложке, состоялся. Болезненный, тяжелый, искренний: пора бы перестать цепляться за подобные слова при выборе книг, а то все заканчивается одиноким всматриванием в бездну в абсолютной тишине.
«Сделаны из вины» — дебютный роман болгарской писательницы Йоанны Элми о жизни женщин трех поколений. Яна, сбежавшая в Америку и работающая нелегально на нескольких работах, ее мама Лили, сбежавшая от одного кошмара, но пришедшая к другому, и бабушка Ева, не сбежавшая никуда, но с жизнью далекой от легкой. Яна рассказывает историю своей семьи: пьющий и буянящий отец, требовательная и порой слишком суровая мать, избивавший бабушку дед. Болгарский семейный пейзаж, в котором узнается постсоветская мрачность и незамечаемая в нашей жизни бытовая хтонь.
Незамечаемая, ибо скрывается за фасадом нормальности. Искренние разговоры о пережитой боли, о вине друг перед другом, о переживаниях близких избегаются персонажами романа, да и многими из нас, или попросту тонут в паузах между рутинными вопросами о прошедшем дне и другом неважном. Роман Йоанны Элми начинает эти разговоры, ни автора, ни текст не волнует, готов читатель или нет, они не сжалятся над вами и вытащат на поверхность все, что затонуло в вашем молчании.
Мне не так много известно о маминой жизни. Может быть, если бы она рассказала, я бы не чувствовала вину за то, что не понимала, почему мы так живем. Возможно, мы не были бы незнакомками, скованными обязательством крови.Незнакомки, скованные обязательством крови. Слова страшнее и реальнее любого кошмарного сна. Что мы вообще знаем о жизни родных в отрыве от их семейных ролей?
Еще читая роман, я вспомнила про греческий меандр. Мы живем попытками избежать, вырваться из семейных историй, но не замечаем, как уже идем по пути в виде этого повторяющегося узора. Возможно ли с него сойти? И будет ли счастье вне его? У Лили и Яны разные истории, но обе в свое время выбрали сбежать. Сбежать от семейного прошлого и от болгарской безысходности. Меандр здесь не только семейный. Каждому поколению женщин в романе приходится жить свои лучшие годы либо в «исторические» времена, либо при непростых обстоятельствах. Диктатура, девяностые, эмиграция.
Я — истории всех этих женщин и ни одной из них.
Последняя нить между прошлым моей бабушки и будущим моей дочери.
Я поколение, которое разрывается между вчерашним днем и завтрашним.
Как мне рассказать саму себя?Слова главной героини Яны с последней страницы романа еще долго будут звучать в моей голове. Как рассказать саму себя без оглядки на семейные истории и внешнюю нестабильность? Даже относительно себя, у нас нет свободы, но есть возможность ее появления. Стоит лишь признать то, что мы храним курсивом в голове.
765