Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Last Argument of Kings

Joe Abercrombie

  • Аватар пользователя
    Аноним17 ноября 2025 г.

    Относительность истины и неоднозначность моральных оценок, исходящая от самого автора, это как минимум интересная подача. Финал трилогии не разочаровывает по событиям. Тут и чередование масштабных батальных сцен, политических интриг и камерных психологических эпизодов. Ощущение движения сюжета не дает отвлечься.

    На что ты готов ради власти? Аберкромби демонстрирует, как стремление к контролю и доминированию деформирует персонажа. Хотя он размывает границы между добром и злом банально, предсказуемо, все так делают, цинизм довольно попсовый. Но идеалы низвергает эффектно. Геройства не такие уж геройские, и это по тем временам еще свежо, конечно, хотя внутренний конфликт тоже немножко дефолтный.

    Хорошо расписывает войну. Со своего ракурса. Война предстаёт не как череда подвигов, а как хаотичное, бессмысленное насилие, где победа оказывается весьма сомнительной. Это рефлексия на реальность. Вроде как надо об этом говорить почаще. И хорошо, что в книге это есть в нашем мире, где реально люди со всех стран ездят наемниками на военный туризм.

    Персонажи. Вот что меня напрягает. Психологизм у Аберкромби театральный. Не скажу, что не работет это, но не очень убеждает. Логен Девятипалый, некогда грозный воин-варвар, пытается вырваться из круга насилия, но неизбежно возвращается к нему, демонстрируя неумолимость судьбы и силу привычек. База базовая! Тут довольно штампово, но попытки Аберкромби вырваться из штампов приводят к притягиванию за уши.
    Джезаль дан Луфар, начавший путь как самовлюблённый дворянин, сталкивается с тяжестью ответственности, которую несёт власть. Предсказуемо? И очень ожидаемо!

    Вот кто мне нравится, как выписан, это Глокта. Циничный и прагматичный инквизитор, действует не из злобы, а из холодного расчёта, что делает его одновременно отталкивающим и притягательным. Самый реалистичный, на мой взгляд.

    Короче избегает однозначных характеристик у Аберкромби стабильно хромает. Он понимает проблему архетипов, но избавляясь от штампов древних, вляпывается в штампы современные. Пишет он как всегда лаконично иронично, с оттенком личных эмоций. Диалоги насыщены сарказмом, а описания сражений лишены эпического блеска — вместо этого грязь, боль и хаос боя, что усиливает ощущение реализма. Роскошь дворцовых залов на фоне окопов, изысканные манеры рядом с откровенной жестокостью. Короче, базированная книга в финале. Не скажу, что оправдывает ожидания, но писать он умеет и радует непредсказуемостью сюжетных поворотов, создавая глубоко прописанные политические механизмы и в своем стиле зрелищно. Избыточная детализация некоторых эпизодов замедляет повествование, а непрекращающийся акцент на жестокости и мрачности после середины книгу уже не работает. Я уж не говорю про то, что не всё, что было начато, получит внятную развязку.

    3
    52