Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    Аноним17 ноября 2025 г.

    Редко читаю книги, находящиеся на пике популярности и за те несколько лет, что они стоят на полке, успеваю начитаться отзывов — и всякого напридумывать. Ожидания, понятное дело, редко оправдываются.

    «Я исповедуюсь» не стала исключением: книга, как оказалось, не сложная, а нудная и скучная — кроме одной линии, связанной с семьёй еврея, которому принадлежала редкая скрипка Сториони. Вокруг неё Жауме Кабре и строит своё повествование.

    Ведёт он его от лица уже 60-летнего Адриа Ардевола, вундеркинда и сына торговца антиквариатом, из которого отец лепил гениального лингвиста, знающего кучу языков, а мать — выдающегося скрипача. При том, что скрипка Сториони всё время лежала у отца в сейфе и играть на ней запрещалось. Её история — от создания до череды последующих владельцев — переплетается с жизнью Адриа. Она тут главный герой — и это печально. В том смысле, что автор в погоне за оригинальностью ввёл столько героев и сюжетных линий, порой ничем кроме зеркальных событий друг с другом не связанных, что позабыл прописать действительно важные вещи — которые заявлены, но не ощущаются — одержимость скрипкой, любовь главного героя к Саре, дружеская привязанность между Адриа и Бернатом.

    В общем, если про детство главного героя читать было ещё более-менее интересно, то потом для меня на передний план вышла сюжетная линия с концлагерем и скрипкой, которой, к слову, было не так уж и много.

    Что касается формы: повествование постоянно перескакивает с первого лица на третье — и обратно, в диалог внезапно врываются реплики героев из другой эпохи, в середину сцены — другая сюжетная линия. Я люблю подобные эксперименты, и, на мой взгляд, у автора получилось неплохо — текст читается легко, трудностей с восприятием не возникает. И страниц через сто читатель даже получит объяснение подобной формы. То есть это прикольно, но стиль не меняется на протяжении всего романа — и вскоре приедается, перестаёт восприниматься как изюминка, и начинаешь обращать внимание на другие аспекты текста, которые должны бы придавать истории атмосферы и глубины, но погребены автором под толстым слоем наносной шелухи. В результате не возникает эмоционального контакта с героем — как ни старайся.

    Короче, за исключением формы (до наступления привыкания или адаптации читателя, как ни назовите) и той самой линии, скукота смертная. Или предсмертная. В плане восприятия проблем нет, текст совсем не сложный — на мой взгляд. Возможно, зависит от читательского опыта: ну «бахните» для разминки пару книжек модернистов/постмодернистов, если сомневаетесь в собственных силах.

    Если бы не читала её после «Полубрата» Кристенсена, оценка определённо была бы ниже. А так, вроде, и понравилось что-то, и есть желание взять что-то ещё у Кабре.

    10
    586