Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Красное и черное

Стендаль

  • Аватар пользователя
    Аноним16 ноября 2025 г.

    Метания незрелых душ

    Как заявляет сам автор на страницах романа, «Красное и черное» должно было стать «зеркалом» Франции периода реставрации. Так а что же собой представляла Франция в 1827-1830 годах? Великая Французская Революция уже позади, Бонопарта уже нет в живых, как и его Империи, но личность Наполеона всё ещё будоражит молодые умы. Страна пытается вновь встать на рельсы монархии, но общество уже не может вернуться к нормам Старого порядка, назревает новая революция.
    Именно в таком историческом контексте Стендаль помещает своего героя в вымышленный городок Верьер, в семью бедного плотника. Жульен - молодой человек из низшего сословия, сотворивший себе кумира в лице Наполеона, грезящий блестящей военной карьерой, но готовящийся стать священнослужителем. Он амбициозен и крайне удачлив. Лишь благодаря случаю заучивание священных писаний на латыни помогло ему попасть в дом местного градоначальника в качестве гувернёра. Он безумно рад тому, что ему удалось вырваться из своей касты и чуть приблизиться к высшему обществу. А после переезда в Париж, социальный лифт поднял его и вовсе в высшие круги буржуазии, имеющие значительное влияние на власть в стране.
    Роман построен на противопоставлениях. В первой части книги Стендаль показывает нам жизнь французской провинции. Госпожа Реналь - её олицетворение: наивная, мало образованная, слепо верующая, зато искренняя. Во второй части перед нами открывается жизнь столицы во всём её великолепии и лицемерии. Здесь нас сопровождает м-ль Матильда - молодая, дерзкая, решительная, бросающая вызов современным нравам. Автор показывает буржуазные слои своего времени, и то, как они влияют на власть. В гостиной да Ла Моля, к которому Жульен поступил на службу секретарём, высшее общество раскрывается во всём своем «великолепии»: лицемерие, издевательства. Всё к чему стремился Жульен, он начинает презирать.


    «У меня нет и двадцати луидоров в год, а вот рядом со мной человек, доход которого составляет двадцать луидоров в час, и все потешаются над ним. Такое зрелище способно исцелить от зависти.»

    Весь роман посвящен метаниям молодого человека. Жульен не в силах определиться ни с карьерой, ни с политическими взглядами, ни с женщинами. Возможно это оправдывается возрастом (главному герою около двадцати, он лишь пытается нащупать свой путь), а возможно нам показали типичного француза того времени, который не чувствует стабильности в обществе, находящемся на пороге новых перемен.
    В целом - роман выглядит как претензия на фундаментальное произведение, с глубоким исследованием общественных нравов своего времени. Но весь контекст уходит на второй план, выдвигая на обозрение зрителей любовные страдания главного героя. Как будто, пытаясь сделать работу более коммерческой, автор лишь намекает на глобальные общественные проблемы, но всё внимание читателей переключает на любовную линию. А так хотелось чего-то более глубокого от соотечественника Гюго. Был ли Жульен хоть в чём-то искренен? Любил ли он хоть кого-то по-настоящему? Думаю, что он и сам не понял. Его настроения менялись как майский ветер. Каждый свой роман он начинал бросая вызов - смогу ли я влюбить в себя эту женщину, которая принадлежит другому кругу? И каждый раз, одерживая победу, он лишь радовался очередному достижению.
    Финал оказался для меня неожиданным, но вполне логичным. Каждый получил то, что заслужил.

    7
    339