Рецензия на книгу
Врата Смерти
Стивен Эриксон
Аноним16 ноября 2025 г.Все еще ничего не понятно
Если от Врат Мертвого Дома вы ждали продолжение историй, начатых в Садах Луны, надеялись понять произошедшее в предыдущей книге, то не ждите и не надейтесь. Ибо в новую книгу из старой перебрались лишь несколько второплановых персонажей из Садов Луны, а в остальном вас ждет еще одна куча новых персонажей и их подобий сюжетов.
Собственно вот все знакомые вам персонажи, которых переберутся в новую книгу: Калам, Скрипач, Апсалар (Жаль), Крокус.
Калам будет долго добираться до императрицы, по пути сделав крюк через пустыню и вызвав Апокалипсис (ну а че бы и нет), а как доберется, поговорит(!) с императрицей и передумает(!) ее убивать. Встретится с остальными тремя упомянутыми персонажами, после чего они опять все разойдутся. По локациям они все побродили интересным конеш, только вот смысл не видится во всем этом опять.
По пути Скрипач, Апсалар и Крокус встретятся с яггутом, который бродит десятками тысяч лет по миру в компании со своим телохранителем и другом треллем. Что значат все эти расы, чем отличаются ее представители, кроме каких-то внешних черт, насколько эти расы живые, никто не объяснит. Если вы думаете, что в пути из разговоров ягутта, трелля и наших старых знакомых мы узнаем что-то о мире нечеловеков, настощем или ушедшем, то не думайте. Ваш максимум, это узнать почему трелль охраняет ягутта. Почему нельзя ягутта отправить на тот свет старым добрым расчленением на составляющие, но потому что потому.
Еще в этом подобии сюжета присутствует Фелисин, сестра Парана, героя Садов Луны. Родная сестра сдала ее же на рудники, правда с расчетом на то, чтобы ее оттуда потом вызволить. Если бы не сюжетная броня, Фелисин не пережила бы и дорогу до корабля до рудников. Ее тайный охранник как оказалось не такой уж и всемогущий и на всю кровожадную толпу его бы не хватило. Далее деву мы встречаем уже на рудниках в статусе давалки, причем весьма умелой. Слом героини (напомню, молодой девушки знатного рода с соответствующим воспитанием), принятие решения торговать своим телом ради пропитания и выживания - оно где-то, но не в тексте. Также где-то, но не в тексте ее становление сосудом для богини Вихря. Серьезно, вот она обнимает умирающего телохранителя, а вот она уже реинкарнация Ша'ик. Такое ощущение, что кто-то при редактуре кусок текста потерял.
Ну и отдельного упоминания заслуживает отступление армии Малазана под руководством первого кулака Колтейна. А точнее как Колтейн постепенно разбазаривает хороших, достойных солдат ради спасения беженцев, представленных грязной тупой неблагодарной биомассой. Единственными необезличенными представителями беженцев являются три аристократа, тупость и наглость которых зашкаливает. Почему Колтейн с ними нянчился и почему было не устроить им смерть от "несчастного случая", для меня загадка. Ну показали бы, объяснили бы, что тогда их место займут другие, что несмотря на свой характер и кажущуюся бесполезность, они таки выполняют какие-то функции контроля в лагере беженцев. Показали бы, что когда имеешь дело с такой большой кучей людей, полагаться лишь на грубую силу и страх нельзя. Кстати об обезличенной биомассе. Все ужасы войны мы воспринимаем через бывшего солдата, ныне имперского историка, Дукера. Его глазами мы смотрим на все ужасы войны, общаемся с солдатами/капитанами, смотрим на беженцев. Посмотреть на сражение глазами солдата/офицера, посмотреть на ужасы войны глазами ничего не решающего беженца, увидеть, как разные люди по-разному воспринимают одни и те же событие? Да зачем...
З.Ы. Спасибо треллю за спасение двух собачек, которые постоянно мелькали в сюжете, но если этих собачек больше не упомянут и они не сыграют никакой роли в сюжете, то я буду орать.
Содержит спойлеры3122