Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Qato_M16 октября 2015 г.

    Очередная книга из классики, из махрового must-read, разрекламированная и растащенная на цитаты так, что при первом взгляде кажется, что все уже читано-перечитано.
    Очередной мой неимоверно старый долгострой, несколько лет висящий в хотелках и больше год пылившийся на полке.
    Очередная книга, про сюжет которой, несмотря на все вышеперечисленное, я ничего не знала. Наконец прочитана.

    В который раз я убеждаюсь, что Ремарк в своем языке очень романтичен. Все у него так и трепещет, и дышит, и до последнего словечка, эпитета и метафоры подчинено чувству. Влюбленности, одиночества, потери ли - не так уж важно. Мне с трудом удается убедить себя, что изначально эта история не была написана по-французски.
    Вроде бы история двоих - мужчины и женщины. Двух одиночеств, глухой ночью встретившихся у Триумфальной Арки.
    Он - с изломанной судьбой, тяжелой, черной памятью прошлого, потерянный в жизни и чужой стране. Заметно, что держит его исключительно работа, мир привычных, доработанных до автоматизма действий. Жесткий стержень жизни, определенность и последовательность, то, что дает уверенность, является неким "якорем, островком стабильности" в этом мире, готовом измениться за секунду.
    Она - легкая, беспечная, как бабочка, "пустышка". На самом деле о Жоан мы знаем совсем мало и видим-то ее в общем только глазами Равика. Ох, как же раздражала она меня на протяжении всего романа. Эгоистка, манипулятор, актриса. Жоан казалась мне очень поверхностной. Ее поведение, желания так тривиальны, так легко укладываются в расхожие штампы. Либо она такой и задумана, либо же так картонно выписана. Даже ее фразы - это же классические, так раздражающие "женские" вопросы и слова, уже ставшие эталоном шуток.
    И предвоенный Париж. В котором все, кажется, замерло в ожидании. Люди еще не успели забыть ужасы первой мировой войны, а теперь над ними нависла вторая.
    Тем не менее, они, как и все в городе, стремятся жить. И каким бы клишированным не было это выражение -да, красной нитью по роману, как и по всему творчеству Ремарка, проходит идея жизни, полной, требовательной, жизни несмотря ни на что. Его герои живут в непростые времена, в непростых обстоятельствах, но все они хотят жить и получать удовольствие от простых радостей.
    Последней третью романа я просто наслаждалась. Линия без Жоан. Месть Равика - такая холодная и выдержанная. Свобода души - это прекрасно и в данном случае, думаю, вполне оправданно. А последние предвоенные дни - сердце разрывалось от метаний людей, от их вынужденного выбора - и от их готовности принять судьбу, какой бы она не была. Финал прекрасен. Все было логично и предопределено. Все завершилось.
    Думаю, я когда-нибудь перечитаю это произведение. Просто для того, чтобы уложить в памяти это время.

    П.С. Пьют они и правда немерено. И по любому поводу. Забавно

    8
    32