Рецензия на книгу
Против течения
Михаил Фокин
Аноним16 ноября 2025 г.Воспоминания знаменитого хореографа, перевернувшего когда-то представление о классическом балете, -- ценный документ времени и настоящий подарок всем, кто интересуется теорией и историей танца. Фокин не только рассказывает о своей жизни, своем детстве и выборе профессии, но подробно объясняет суть своей теории нового танца. Именно он первым установил равноправный союз музыки и танца на балетной сцене, именно он наполнил смыслом каждый жест каждого танцовщика, включая артистов кордебалета.
Однако к концу мемуаров Фокин начинает ядовито сводить личные счеты (разумеется, в первую очередь с Сергеем Дягилевым), ревностно отстаивать право создателя тех или иных сцен и, почти брюзжа, обрушиваться на современный танец (больше других достается Мэри Вигман и немецкому модерну). Фокин остается фигурой своего времени -- великолепной Belle Époque, ориентированной на красоту, экспрессию, эстетику и общее здоровье.
Автор удивительных восточных фантазий, сказочных миров и полных очарования творений, он навсегда остался в плену их совершенства, так и не сумев разглядеть в новом мире, пережившем две страшные войны, скопившуюся боль, рвущуюся наружу в том числе с помощью танца.
657