Рецензия на книгу
Дневник
Чак Паланик
muzlaner15 октября 2015 г.Мы уже готовы отдать себя в жертву массовой бойни
Потрясная книга. Знал, что Паланик - гений, но не до такой же степени. Сюжет книги начинается и развивается аж до самой середины довольно банально: студентка художественного колледжа Мисти неудачно выходит замуж, после чего рожает девочку. Но муж оказывается неудачником, не способным устроится по жизни и прокормить свою семью. Он до того лузер, что не может толком покончить собой и превращается в "овощ под комой".
Мисти бросает колледж и отчаянно пытается выжить: работает на двух грязных работах, живёт с дочкой и свекровью в нищете. В конце Мисти находит силы и возвращается к живописи. Казалось бы концовка тошнотворно банальна: Мисти вернулась к любимой работе и славе, принёсшей ей богатство и осуществление американской мечты.
Но в этот самый момент Паланик с дьявольской изощрённостью выкручивает сюжет, и всё прочитанное ранее в книге предстаёт совсем в другой плоскости. Оказывается, вся жизнь Мисти, а особенно с момента знакомства со своим будущим мужем-лузером - заранее спланирована кучкой безумных людей. Она сама и всё её окружение - участники дьявольского обряда, а сама она главная жертва этого ритуала, её можно назвать условно "невестой дьявола".
Главным условием жениха Мисти - был переезд на небольшой остров, райский уголок, превращённый туристами в большую помойку. Именно за этот остров и идёт борьба местных жителей с туристами. Туристы приносят местным не только процветание, но и горы мусора, перенаселённость, ненужную суету. И вот периодически каждые 3-4 поколения, когда накоплено достаточно средств для независимого от туристов процветания, местный актив острова совершает массовое убийство туристов. Главной сакральной жертвой этого террористического ритуала каждый раз выступает художница. Казалось бы, Колесо Сансары заело: каждое воплощение происходит одно и то же с дьявольской точностью. Каждый раз художница рисует гениальные 100 картин. И каждый раз актив острова устраивает выставку, на которой и происходит массовое заклание туристов. Участники выставок так заворожены шедеврами художницы, что тупо погибают от пожаров, устроенных террористами.
Но самая фишка произведения скрыта в выступлении Мисти на своей выставке. Она утверждает, что в прошлых жизнях была Да Винчи, Клодом Моне и прочими гениями, определившими культуру и лицо ушедших и существующей цивилизаций. Ну, казалось бы, полная дурка: покажите мне хоть одного, кто бы не был в прошлых жизнях Клеопатрой, или на худой конец Наполеоном. Но стоит прислушаться к этому бреду Мисти. Ведь остров здесь олицетворяет наш перенаселённый и загаженный мир, нашу землю, которую нужно периодически зачищать. Плоды цивилизации, так сказать. Цивилизации, которые и создали аватары Мисти, своим талантом и гением, своими шедеврами.
Проклятые законы диалектики. Нам вдолбили в головы, что развитие всего на свете, и нашего общества и цивилизации в частности, идёт по спирали, забыв при этом сказать, что каждый виток спирали заканчивается массовой бойней людей через революции и войны, на крови которых взращиваются новые деревья последующей цивилизации. Неужели нельзя без массовых жертвоприношений? Но, как говаривал сам Христос:" Если семя упавшее в землю прежде не умрет, то оно не сможет принести плода." Законам жертвы подчинено всё развитие природы!
А что все мы, уставшие от цивилизации, и с замиранием сердца ожидающие конца света? Мы уже готовы к кровавому завершению диалектического витка и готовы отдать себя в жертву массовой бойни, при которой ужасы первых мировых войн, лишь жалкая прелюдия "главному сбору жатвы".535