Рецензия на книгу
Пропаганда
Эдвард Луис Бернейс
Аноним13 ноября 2025 г.Тревожное детище отца пиара
«Пропаганда» Бернейса, написанная в 1928 году, сегодня читается как архаичный трактат. Конечно, многие из описанных им механизмов - создание спроса через ассоциацию товаров с бессознательными желаниями, использование авторитетов «третьей стороны» и конструирование общественного согласия - стали азбукой современного маркетинга и политических технологий. Однако индустрия влияния шагнула неизмеримо дальше, чем могли представить себе Бернейс и его современники.
Несмотря на это, значение работы Бернейса остается незыблемым. В эпоху, когда народные массы только начинали восприниматься как субъект политики и рынка, он совершил настоящую революцию, осознав, что ключ к управлению поведением лежит не в рациональных аргументах, а в области иррационального, психологии и скрытых эмоций. В этом смысле Бернейс не просто опередил свое время - он заложил идеологические и методологические основы всей современной индустрии влияния.
Но главное не в этом. Главный вопрос, - вопрос этичности такого манипулятивного влияния, Бернейсом даже не поднимается. Правильно ли манипулировать массами ради того, чтобы продать им какой-то товар или кандидата на выборы? Этого в повестке Бернейса нет. Автор объясняет «как», но намеренно избегает вопроса «допустимо ли это?», оставляя за скобками этическую дилемму, которая сегодня становится центральной в спорах о цифровом обществе.
2146