Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Долгое прощание

Раймонд Чандлер

  • Аватар пользователя
    Plushkin13 ноября 2025 г.

    Продолжаю неспешное перечитывание цикла Чандлера про детектива Филипа Марлоу.
    // Я всё ж настаиваю на написании с "у" на конце.
    Как же мне нравятся эти романы! (до рассказов я еще не добрался). Во-первых, это новаторские произведения, пусть и для своего времени. Первая половина 20 века (хотя конкретно "Долгое прощание" - уже вторая, 1953), и совершенно новый герой, новые темы, точнее- акценты, новый уровень. Да, Чандлер был не только одним из родоначальников крутого детектива, но и стремился сделать детектив полноправным членом семейства большой литературы. Отсюда и не просто преступление-разгадка, как было в подавляющем большинстве книг до него, но и социальные высказывания на темы богатых/бедных или коррупции (сейчас-то этим никого не удивишь), а также оригинальный литературный стиль. И это во-вторых.
    Некоторые в отзывах стиль ругают, мол, занудно, скучно. Вот уж не знаю - я читаю романы Чандлера влет, на одном дыхании. Но дело даже не в темпе. Непривычные к старой прозе зумеры, конечно страдают, "такова се ля ви" (с). Дело еще и в том, что Чандлер вполне сознательно пишет, подстраиваясь под манеру полицейских протоколов.


    На стоянку вплыла открытая иностранная машина низкой посадки. Из нее вышел человек и прикурил от автомобильной зажигалки длинную сигарету. Одет он был в клетчатую рубашку, желтые штаны и сапоги для верховой езды.

    Ну классно же!
    А еще автор не показывает читателю, что происходит у героя в голове, и ничего не разжевывает - как он сопоставляет факты, какие версии прорабатывает, и это тоже здорово! Вполне допускаю, что такое понравится не всем, но совсем отрицать стиль - это выше моего понимания.

    В-третьих, сам главный герой - Марлоу. Принципиален, патологически честен (скрыть что-то может, но вот солгать...), всегда и всем говорит то, что думает, часто носит пистолет, но как-то больше получает им же по голове, чем пускает в ход. Да-да, это вовсе не супермен, как случалось с героями других авторов и более поздних произведений (см., например, романы Микки Спиллейна). Короче, Филип Марлоу вполне себе живой и настоящий.

    Отдельный кайф (и это уже в четвертых) - читать книги цикла по порядку. Автор как начал в середине 1930-х, так и вел его до конца 1950-х, помещая в современную читателю среду. Мне было очень интересно отслеживать признаки времени, на протяжении цикла. От пуританских и одновременно бесшабашных времен окончания сухого закона до послевоенного "Долгого прощания".

    Собственно, это было вступление о цикле в целом)))
    Что же касается самого романа, он необычен тем, что чуть ли не половина - это обычная проза, а не детектив, даже после первого убийства. Марлоу наблюдает, как роскошная дама выкидывает из своего роллс-ройса пьяного мужчину (бывшего мужа), и наш герой, поддавшись порыву, подбирает бедолагу и отвозит протрезветь к себе домой. Джентльменские манеры пьяницы его впечатляют, и так начинается дружба Марлоу и Терри Леннокса. Спустя какое-то время Леннокс вновь сходится с женой, а еще позже его жену убивают. Марлоу соглашается отвезти друга до маленького аэропорта и посадить на самолет в Мексику, но при условии, что он не скажет ему о личности убийцы (принципы! нельзя выпускать из страны убийцу или важного свидетеля). Правда, уже пройдя контроль и садясь в самолет, он говорит что-то вроде "Это я ее убил", что, впрочем, можно понять и не буквально, а как "я допустил, я виноват".
    Но и это еще не детектив.
    Проходит еще некоторое время и Леннокс найден в Мексике самоубившимся, а в предсмертной записке - признание. И этот факт (ну не мог человек, даже в невменяемом состоянии остающийся джентльменом, размозжить жене лицо бронзовой статуэткой), а также начавшееся вдруг на Марлоу со всех сторон давление - от бандитов до миллионеров - не копаться в этом деле, наконец-то начинает собственно расследование. Помним, Марлоу упертый и принципиальный.

    Жаль, что то ли отголоски воспоминаний о прочтении этого романа в 90-х, то ли читательский опыт подсказали мне, где собака порылась, но главный сюжетный твист я угадал сразу же. Однако, всю глубину драмы (а это, несомненно, драма и даже трагедия, и так и следует этот роман читать, а не как крутой или нуар детектив) я прочувствовал сполна. И, кстати, драма тесно завязана на событиях Второй мировой, когда шрамы уже зажили, но в памяти всё еще болит. Вот вам и приметы времени. Кстати, действие романа "Женщина в озере"/ "Блондинка в озере" вообще происходит во время войны и он, естественно, шпионский детектив.

    Может, я не совсем объективен, но "Долгое прощание" пока для меня лучшее произведение Чандлера о Марлоу. Посмотрим, не так уж много из цикла осталось прочитать.

    10
    95