Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Урок жёнам

Андре Жид

  • Аватар пользователя
    Аноним14 октября 2015 г.

    И в горе и в радости
    Мистификация. Таким было первое впечатление от книги: слишком чувствительный и слабовольный муж и невероятно рассудительная жена, можно подумать, что герои поменялись местами… Или речь идет не о мужчине и женщине. Но поскольку «Урок женам» имеет продолжение - повести «Робер» и «Женевьева», в которых описаны те же события, но теперь от лица мужа и дочери, - по всей видимости, дневник Эвелины следует воспринимать как реалистичное произведение.

    Первая часть дневника написана Эвелиной накануне свадьбы и предсказуемо посвящена восторгам в отношении будущего супруга, за исключением одного неприятного эпизода, упомянутого в последней записи. Вторая часть написана через двадцать лет умудренной жизненным опытом женщиной, утратившей все иллюзии, связанные с супружеской жизнью.

    История рассказана от первого лица и представляет собой точку зрения на события только одного из героев, но рассказана таким образом, что «независимый» читатель может интерпретировать её по-разному. Например, в соответствии с названием, как «урок женам» - историю о самоотречении и самопожертвовании, которого требует от женщины брак: Эвелина очень рано разочаровалась в муже, но вынуждена из чувства долга продолжать жить с нелюбимым человеком. Или как «урок мужьям», предупреждающий простодушных молодых людей о том, что скромная, обаятельная и веселая девушка, на которой они женятся сейчас, необязательно будет оставаться такой же «до конца жизни», и через несколько лет может превратиться в недовольную и раздражительную женщину, испытывающую к мужу лишь презрение.

    Или как иллюстрацию известной поговорки: «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает». Вот как Эвелина оценивает откровения своего отца о семейной жизни: «когда папа принялся рассказывать о смелых планах, которые он строил в молодости, и обо всем том, что он мог бы сделать, если бы встречал больше понимания и поддержки со стороны мамы, я не могла удержаться от мысли о том, что он сам виноват, что не достиг большего… и ему приятно верить, что ответственность за это лежит на маме». И вот, что она думает о своём браке: «итак, мне остается лишь посвятить себя человеку, к которому я больше не испытываю ни любви, ни уважения; человеку, который нисколько не будет мне благодарен за жертву, которую он не в состоянии не только оценить, но и заметить». Таким образом, самоотречение Эвелины ради мужа и детей предстает не как добродетель, а как своеобразная форма тщеславия.

    Как бы там ни было, для желающих поучиться на чужих ошибках, история Эвелины и Робера может оказаться полезной, хотя бы в части воспитания у себя таких супружеских достоинств как открытость и терпимость.

    45
    498