Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Todesfrist

Andreas Gruber

  • Аватар пользователя
    Аноним10 ноября 2025 г.

    Все мы-жертвы своих родителей

    Справился я с первым детективом из цикла (7 книг, 5 из которых переведены на русский язык) о психологе-криминалисте Мартене С. (Сомерсет, как Моэм) Снейдере и Сабине "Белочке" (да, такое обращение бесит даже читателя) Немез.
    Тут по классике: циничный, язвительный гений средних лет и роста, сомнительной наружности со своими причудами вроде воровства книг-биографий самоубийц в магазинах, кластерными головными болями и акупунктурными иглами, а также безмерной любовью к ванильному чаю и, как у большинства голландцев, сами понимаете к чему, психолог-криминалист, полицейский аналитик из Висбадена и старательная, приземлённая комиссар уголовной полиции из Мюнхена, помогающая своей многодетной сестре, увлекающаяся пилатесом, ставшая этакой, простите, "прокладкой" между новым коллегой и нормальными людьми.

    Коротко о сюжете по возможности без спойлеров!
    Конец марта. В Вене похищают медсестру по имени Кармен и закатывают в бетон живьём. Но! Делают это так аккуратненько и медицински выверено чтобы, знаете, жизнь не покидала тело, а вот "крыша" постепенно уезжала. Месяца так за два.
    Май того же года. В Мюнхене похищена мама Сабины Немез. Отец, 10 лет назад при разводе, ободранный как липочка этой самой мамой, получает флакон чернил и задание - за 48 часов выяснить, почему похищена именно Ханна Немез, а заодно и ачивку 'главный подозреваемый', ибо труп его некогда ненаглядной позднее найдут в одной из церквей.

    Примерно в это же время близ Вены Хелен Бергер - психотерапевт, когда-то сотрудничавшая с полицией, получает подобное же задание "выяснить за 48 часов, кого похитили и почему" и  подсказку в виде чудного женского пальчика с красивым кольцом. Отказаться от задания, естественно, она ну никааак не может, хозяйку-то пальчика убьют, в таком случае, да и на кольце надпись: "Анне - от Франка", читай "пациентке - от мужа психотерапевта".
    Ну и понеслось. В Мюнхене "копают" профессионалы, движимые внутренним огнём и жаждой мести, а в Вене - детектив по воле проведения, движимая еще и супружеской ревностью. Выйдут, значит, они на чудесную детскую книжечку про Неряху Петера (дааа, немцы-австрийцы, как я понял, знают толк в воспитании детей-наш Мойдодыр нервно курит в сторонке) и пару-тройку эффектно отправленных к праотцам падших (в понимании психически и физически травмированного мужчины) женщин.

    А месяцев за пять до этих событий к уверенной в себе, красивой, обаятельной, профессионально состоявшейся Розе Харман (тоже психотерапевт, тоже в Вене) на сеансы  по решению суда начинает ходить молодой автомеханик с ангельской внешностью Карл Бони.
    Карл очень любил своих родителей и старшую сестру (нет), музыку Баха (да? не, нет) и замечательные стишки про неряшлевого Петеньку (ну тут точно ДА).
    Вот этот самый Штрувельпетер вдруг со страниц книжки прыг! и давай куролесить по городам земли немецкой и австрийской.
    А вот с чего это самое "вдруг" проявилось и как с этим боролись - читайте, если Вам по нраву синтез психологического и полицейского детективов.

    Теперь вкратце о том, что мне понравилось:
    Нет лишних побочных сюжетных линий. Есть пару крючков, которые, возможно, будут задействованы в следующих книгах цикла, но здесь они встроены органично и не перегружают читателя излишней информацией;
    Нет изобилия медицинских терминов; Слог автора (тут спасибо и переводчику) лёгкий и читается просто влёт;
    Андреас Грубер не делает  законченным подонком убийцу, но и не рисует из него жертву, давая через его историю (которая не изобилует детальными описаниями сцен издевательств над ребёнком, за что автору спасибо) возможность читателю самому сформировать отношение к антагонисту. Моё мнение - туда ему и дорога, куда он отправился в итоге. Жаль лишь, что так безболезненно. Ну и еще пару персонажей можно было бы с ним по тому же маршруту отправить.

    Теперь о недостатках (если можно так назвать) или скорее особенностях детектива. Для меня их ровно три: первое -  кто тут убийца, понятно почти сразу, пусть автор и пытался как-то разжечь огонёк интриги, второе - личности героев пока раскрыты весьма поверхностно, но тут, скорее, особенности жанра - всё же впереди ещё 6 книг цикла, третье - поведение и мотивация персонажей в некоторых ситуациях - "фейспалм", не иначе, но и это, кажется, норма в разной степени для всех детективов.
    Резюмируя, скажу, что в целом книга мне понравилась и безусловно я дам шанс второй истории цикла. Но! Уже к ней мои внутренние читательские требования будут повыше, в частности хочется больше интриги и раскрытия личностей главных героев.

    5
    72