Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обретенное время

Марсель Пруст

  • Аватар пользователя
    BeeBumble9 ноября 2025 г.

    Седьмая, завершающая часть цикла романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» по завершении прочтения, конечно же, побуждает читателя осмыслить не только этот отдельный роман, но и весь цикл в целом.

    Я прочитал все семь романов и в обозначенном издателями порядке, поэтому линия сюжета и размышлений автора в итоге более менее прорисовалась. Не представляю, какие будут впечатления от прочтения отдельных частей цикла, с отрывом от общего контекста. Думаю, вопросов возникнет гораздо больше, чем с наскока можно будет найти ответов. По сути, весь цикл — это история любви Марселя и Альбертины, с великим множеством побочных размышлений, описаний, ассоциаций. Поэтому и получилось так много страниц и томов.

    Первый том — это масштабное вступление, седьмая же часть — полноценный эпилог ко всему предыдущему. Это мой личный вывод, и такая классификация частей вполне имеет основания быть, потому как масштаб размаха цикла впечатляет. Как пишет «Википедия», в полной русскоязычной версии «Поиски» содержат почти 3500 страниц, в них упомянуто около 2500 вымышленных и реальных лиц, выведено около 250 основных, второстепенных и прописанных эпизодических персонажей.

    Итак, о чём же нам ведает великий Пруст в своём завершающем романе цикла, в своём грандиозном эпилоге?

    Главным образом это рассуждения на две значимых для самого автора темы.

    В своём отзыве о «Беглянке», шестой части цикла, я говорил о великих писателях, как о свете в конце тоннеля. И вот — как в воду глядел. В седьмой части мы внимаем рассуждениям Пруста о писательском предназначении и секретах литературного мастерства. Это первая тема, несомненно волнующая рефлексирующего Пруста.

    Вероятно, можно здешние его размышления отнести к некоему манифесту, декларации писателей: кладите всё на алтарь литературы, будьте готовы отречься от личных амбиций, личного счастья ради точного отображения человеческого бытия в литературе. Вот как-то так кратко я схватил суть авторского воззвания. Хотя, конечно, одним абзацем эту суть не выразить, если этому посвящены мысли значительной части романа.


    Писателю, чтобы передать объем и насыщенность, повсеместность художественной действительности, для передачи одного-единственного чувства нужен опыт наблюдения за многими людьми.


    Если читатель узнает в себе то, о чем говорит книга, это свидетельствует об истинности последней.


    Благодаря литературе нам открывается чудесный мир.

    Вторая важная тема романа-эпилога: быстротечность и неумолимость времени. Любой человек задумывается над тем, как безжалостно время, как невозможно придержать его бег. Вот ты ещё совсем молодой и наивный, свеж умом и телом, затем на всём своём жизненном бегу ты уже зрел, опытен, смотришь свысока за «зелёную» молодёжь, а ещё спустя некоторое время — ты уже совсем «в годах», мудр, лыс и толст, и не каждый бывший одноклассник узнает тебя с первого взгляда, и вся надежда, что блеск твоих глаз и тембр голоса навеют собеседнику правильность опознания тебя в этом возрастном толстяке. На темы однонаправленного течения времени, на важность впечатлений от воспоминаний прошлого очень тонко и глубоко размышляет здесь Пруст.


    В конечном счете, сколько бы мы ни меняли среду и образ жизни, наша память, держась нити тождественной личности, привязывает к ней в последующие эпохи воспоминания о среде, в которой мы жили, сколько бы лет с тех пор ни прошло.

    На все сто согласен с автором одной из рецензий о произведениях Пруста: писатель сумел тончайше и точнейше выразить то, что каждый из нас регулярно чувствует где-то на кончиках своих ощущений, но не может выразить в словах. Ну, например, как важны для нас запахи дождя и деревьев в определенные мгновения, когда они переносят нас в наше детство, где такие же ароматы казались обыденностью... А сейчас мы ловим их мимолётность, мечтая подольше насладиться и оставить при себе, но действительность этого не позволяет, а даёт лишь краткие миги душевного упоения.

    Пруст сумел ювелирно выхватить и описать такие и подобные впечатления, придать им сохранённый в бумаге вид, и в этом уникальность и ценность всего цикла «В поисках утраченного времени».

    И, может быть, благодаря роману «Обретенное время», да и всему циклу "В поисках обретённого времени", мы научимся так обращаться со своим собственным временем, чтобы завершить, наконец, поиски некогда утраченного нами времени и счастливо обрести его в полную свою нераздельную собственность? Рецепты этого Прустом вполне основательно прописаны и доступны для вдумчивого читателя!

    15
    262