Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Девяносто третий год
Виктор Гюго
Аноним9 ноября 2025 г."Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение."
Томас Джефферсон.Короля нет, старый мир разрушен, новый рождается в муках гражданской войны. Париж возглавляет революцию, и тем не менее, один город - не вся страна, поэтому на западе Франции, в Вандее, крестьяне под управлением роялистов, начинают кровавые мятеж против сторонников новой Республики.
На страницах своего романа Гюго воплощает образы нового и старого режима в лице противодействия Маркиза де Лантенака со стороны роялистов и его внука, Говена, командующего революционной армией, апогеем их соперничества и всего романа становится битва у родового замка.
Я редко читаю исторические романы, поэтому не могу сказать, насколько Гюго отошел от клише (или "ушел" в него) жанра, но в своем романе Гюго перевоплотил революцию, старый режима, террор и страдания в книжных героев, наделил их душой, а нам подарил возможность сопереживать. (И это как раз то, чего мне не хватало в "Соборе Парижской Богоматери", потому что там сопереживать кроме Клоду Фролло было некому.)
Мне нравится идея в том, чтобы читать не о конкретных людях или исторических событиях (хотя роман, безусловно, о революции), а об идеях, идеалах. Идеалах нового мира, где равенство и свобода превыше всего. Но какой ценой будет построен этот мир, если вообще будет?
Претенциозный, величественный, красивый в своей высокохудожественной манере выстраивать сцены и образы, последний роман Гюго создал литературный памятник Франции и Революции. И если быть готовым проникнуться этим духом, то он затронет не только разум, но и сердце.
34170