Рецензия на книгу
Приключения Тома Сойера
Марк Твен
Аноним9 ноября 2025 г.но все на свете когда нибудь кончается.
«Приключения Тома Сойера» яркий пример, что любая детская книга в начале своего существования писалась для взрослой аудитории, и лишь с годами перешла в полку детской литературы. Марк Твен, настоящее имя Сэмюел Ленгхорн Клеменс- выдающийся американский писатель, юморист, общественный деятель и журналист, у которого были четко демократические политические взгляды, а его творчество обхватило совокупность таких жанров, как философия, сатира, юмор, фантастика, публицистика и много другое. Конечно самые известные персонажи, которых подарил миру Твен-это две озорные мальчишки Том Сойер и Гекльберри Финн. Роман «Приключения Тома Сойера» впервые был издан в 1876 году, и сразу завоевал признание юных читателей. С первого взгляда это книга обыкновенная история о приключениях мальчишки, однако здесь присутствуют все «твеновские черты» присущие его сатире и юмору, философии и индивидуальности. В любом возрасте можно прочитать этот роман и найти что-то новое. Да, конечно главная идея книги про естественность, лучезарность и необыкновенность детства, которая больше не повторяется ни в одном промежутке жизненного цикла человека, но во все время повествования читателя преследуют тончайшая сатира, легкий юмор, поучительные нравоучения и прекрасные замечания о ценности жизни. Забегав вперед скажу, что по-моему субъективному мнению сам Твен сначала писал так сказать не такую уж серьезную книгу, и только вовремя работы его занесло не туда, и в итоге мы получили одну из самых ярких сокровищ литературы. С первых же страниц видно, что Твен пытается разобраться в вечной борьбе детства и взрослого мира. Когда он рассказывает, как тетя Полли смотрит на Тома, а именно: «Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка»; то сразу становится видно с каким пренебрежением взрослые смотрят на детский мирок с ихними проблемами, восторгами и достижениями. Взрослые не воспринимают всерьез детские хотелки ставя их на второй план и не обращая на них должного внимания, что и травмирует детскую психологию, которая уже во взрослой жизни превращается в более серьезную проблему. Твен был бы не Твеном если так откровенно не стебался бы над американскими богачами. Аналализируя сцену, где Том Сойер красит забор, а другие дети подходят и делая обмен с самими сокровенными вещами, то будь бутылка, дохлая крыса, какой нибудь мусор, белят и красят забор вместо Тома. Тут Твен в крайне сатирической манере высмеивает американских капиталистов и их методы достижения богатства и иерархии. Вообще в книге очень много черного юмора, благодаря чему поднятие в ней крайне важные вопросы жизнеустройства человека воспринимаются очень легонько и даже с улыбкой на лице. Есть сцена, где дети идут в воскресную школу, где они должны выучить тысячу с чем-то псалмов, стихов, чтобы получить какие-то цветные значки и лишь в определенном количестве этих значков, можно будет их разменять на Библию, которая стоит всего лишь шесть центов. Как четко, глубоко и с юмором Твен высмеивает всю образовательную систему, которая не поменяла курс своего развития и по сей день. Как же прекрасно и сказочно автор описывает первую настоящую любовь детства, которая словно божественный дар окутывает невинную детскую душу. А с кем было не так? А сцена где произошел первый поцелуй Тома и первые признания в любви Бекки, просто выводят душу наизнанку, потому что читателя охватывают самые теплые чувства и заливают горькими слезами воспоминания таящиеся в самых сокровенных уголках его сердца. Этого может добиться по-сути только великий мастер своего дела. Когда читаешь часть книги, где Том и Бекки пытаются разжечь ревность в друг друге, невольно отправляешься в пучину своих же воспоминаний, когда то же самое творил и ты, и тогда тебе казалось, что земля останавливает свое вращение, и что нет более важной вещи в жизни, чем это. А чего стоит образ индейца Джо. Это образец самой тончайшей психологии, так называемой «образа бабайки» в детском мире. В нем собраны все гнусные черты человеческого нутра, с чем ребенок сталкивается в первый раз. Индеец Джо олицетворяет собой гнусность, несправедливость, одержимость, жестокость. Но в конце он умирает, и эта смерть тоже своего вида пророчество- ведь для детского мира добро всегда должно побеждать зло. И Том, и Гек стремились к этому, чего и добились. Твен в романе вообще беспощаден к детскому миру, и показывает, что даже самые взрослые люди в душе всегда остаются маленькими. Этот роман можно перечитывать сотню раз, и каждый раз изумляться мастерством автора, кто смог так по-взрослому рисовать детский мирок таящийся в каждом из нас. В романе Марк Твен Тома Сойера рисует в более материальном мире, а Финн развит более как-то по-философски. В конце, когда Финн начинает говорить о богатстве, то это сродни с великими мыслителями. Даже эту невинную душу окутывают сожаления о потраченном жизненном времени на достижения этого ж богатства, и к нему приходит то осознание, что лучше быть бедным, но цельной личностью, чем богатым, но показухой совсем отличающийся от себя же.
Эту совсем не детскую книгу советую прочитать именно в взрослом возрасте, чтоб бы попытаться понять хоть что-нибудь из того, что таятся в просторах этого произведения.
8234