Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    ArthurCarnellin8 ноября 2025 г.

    Роман, где доброе не белое, а злое не совсем чёрное

    "Мастер и Маргарита" - это не просто главный мистический роман русской литературы. Это сложная, многомерная притча, где автор намеренно стирает привычные границы между добром и злом. Михаил Булгаков создаёт мир, где справедливость вершат тёмные силы, а божественное начало выглядит отстранённым и трагичным. Почему же в этой вселенной всё перевёрнуто с ног на голову?

    Воланд: сатана как карающая десница

    Сатана в романе, воплощённый в фигуре Воланда, - отнюдь не классический искуситель, стремящийся низвергнуть мир во зло. Его функция - воздаяние. Он не творит зло, а лишь обнажает и наказывает уже существующее. Его свита - Коровьев, Бегемот, Азазелло - выступает в роли гротескных ревизоров, которые проводят аудит советской Москвы 1930-х годов.

    Они выявляют лицемерие, алчность, трусость и ложь, царящие в обществе. Воланд не искушает Берлиоза предсказанием смерти - он просто констатирует факт. Он не заставляет Степу Лиходеева пьянствовать - он лишь изгоняет его из квартиры, которую тот не заслужил. По сути, Воланд - это "тьма, что выносит приговор", обнажающая моральное разложение общества.

    Иешуа и Понтий Пилат: трагедия несовершенного добра

    Если Воланд активен в своём возмездии, то ершалаимские главы представляют добро в его трагической, уязвимой ипостаси. Иешуа Га-Ноцри - воплощение чистой, вневременной истины. Он верит, что "злых людей нет на свете". Но его доброта бессильна перед лицом государственной машины и человеческой трусости.

    Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, - фигура куда более сложная. Он, представитель власти, в глубине души признаёт правду Иешуа, но из-за страха и политической целесообразности идёт против своей совести. Его муки - это наказание не за злой умысел, а за нравственную слабость, за неспособность поступить по совести. Добро здесь не торжествует - оно терпит поражение, но своей жертвой пробуждает в палаче вечные муки раскаяния.

    Мастер и Маргарита: спасение через отступничество?

    Главные герои московской линии также не укладываются в схему "положительных персонажей". Мастер, создавший гениальный роман, сломлен системой и в финале не хочет ничего, кроме покоя. Он не борется, не протестует - он отрекается. Маргарита же ради спасения возлюбленного заключает сделку с дьяволом, становясь королевой на его балу. Она преображается из страдающей женщины в могущественную и мстительную ведьму.

    Их спасение приходит не от света, а от тьмы. Воланд возвращает им рукопись и дарует вечный приют. Этот финал - ключ к пониманию булгаковской философии. Писатель предлагает третью силу, стоящую над битвой светлых и тёмных начал, - силу милосердия и покоя. Именно милосердие по просьбе Маргариты проявляет Воланд к Фриде, и именно покой, а не свет, становится наградой для Мастера.

    Вывод

    Мастер и Маргарита" - это роман-зеркало. Он отражает не чёрное и белое, а все оттенки серого в человеческой душе. Булгаков показывает, что добро и зло - не абсолюты, а силы, находящиеся в сложном, диалектическом единстве. Зло может быть справедливым, добро - бессильным, а спасение - приходить из самого неожиданного источника. И в этом - главная, вечная и пугающая магия этого произведения.

    5
    101