Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Табия тридцать два

Алексей Конаков

  • Аватар пользователя
    Аноним8 ноября 2025 г.

    Любой ход вёл к гибели (с)

    ...всякая культура тесно связана с политикой, с попытками общества что-то вспомнить или, наоборот, что-то забыть.

    После наступившего в 2020-е годы Кризиса, после того как Россия оказалась "на Карантине", она была отрезана от Запада и его достижений, открытий, технологий. От мира, в котором живут герои, - российского мира второй половины XXI века - исходит стойкий аромат Советского Союза. Но при этом неоднократно подчёркивается: "Мы же не при Советском режиме живём!" (впрочем, этим словам слабо верится). Этакие любопытные заигрывания с современностью и прошлым.

    Добро пожаловать в Переучреждённую Россию! Страну, из культурного кода которой вычеркнули всю литературу, ведь именно книги были виновны в Кризисе.

    Мысли об "империалистических" замашках людей доведены до абсурда. Их создатели новой России выводят из русской классики - из Толстого и Достоевского, из Пушкина и Тургенева. И считают самыми главными врагами каждого человека. И на смену им приходят шахматы, которые своей логичностью, последовательностью и рациональностью "перепрошивают" сознание россиян.

    И вот он - классический для антиутопической литературы борец против режима, против системы. Вернее, не совсем борец. Кирилл - аспирант, приехавший в Санкт-Петербург писать диссертацию о "Берлинской стене" по приглашению самого Д.А.У. Он исследователь - борцом ему не суждено стать: по закону жанра, конец пути 22-летнего юноши предрешен. Но до истины он всё же доходит. А истина в том, что режим - это просто гомеостаз, или система, в которой может существовать только то, что для неё полезно.



    Нельзя утаивать истину от людей. И нельзя рассказывать истину людям. Да ведь ты не утаишь (при всем желании), все равно случайно выдашь  <...> Выдашь — и все сразу рухнет. А люди не должны знать. Но люди должны знать. Как жить с этим? Вот он — цугцванг.


    Эта книга - одна из тех, что заставляют думать. И очень иронично, что именно от литературы отказались в созданном автором мире. Впрочем, здесь автор явно передаёт привет Брэдбери и его роману "451⁰ по Фаренгейту". Да и в целом, редко ли в истории сжигали книги?

    Предупреждает ли роман о чём-то? Как и любая хорошая антиутопия. Есть ли в нём надежда? На мой взгляд, надежда живёт прежде всего в душе каждого человека.


    Более полный текст рецензии и много всего интересного - в моём литературном канале "Анна на книгах"! Присоединяйтесь - буду рада каждому)

    4
    117