Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Nobody's Fool

Richard Russo

  • Аватар пользователя
    Аноним7 ноября 2025 г.

    Nobody’s Fool.

    Множество раз пытался найти среди книг Ричарда Руссо свою, но так и не сумел. Автор, кажется, изобрёл свой собственный поджанр в современном романе, и с какой стороны я к нему не подхожу — теряю интерес по пути к финалу. Пожалуй, главным вопросом в его книгах для меня становится следующий: Руссо намеренно выбирает главного героя-неудачника, чтобы на его пути доказывать, что даже невезение можно обернуть в свою пользу, или это метафора американского среднего класса, который как бы ни бился с ветряными мельницами, но всё равно в душе чувствует себя настигнутым, лишним и поверженным? У людей в уединённых американских городках, выписанных автором во всём их цвете, нет больших планов, чаяний и порой даже надежд, а ведь они по-прежнему остаются основной массой избирателей, за чьи голоса отчаянно борется на выборах Трамп. Руссо неймингом задаёт тон своей истории, однако, так ли это — читателю предстоит разобраться.

    «Дураков нет» — первая часть трилогии про Норт-Бат, которую автор начал писать ещё в 90-е, и это настоящий роман американской глубинки. Буквально городская сага про маленькую деревеньку, где все друг друга знают и ничего не происходит. Сюжетные коллизии сводятся к столь несущественным проделкам, что на фоне больших драматических американских романов такие истории могут показаться смешными и неловкими, но это вовсе не так. Главного героя, Салли, жизнь привела на путь бесконечного саморазрушения, и поначалу не ясно, результат ли это вздорного характера или посодействовали и доброжелатели, но он оказывается в сложных обстоятельствах и будто не желает решать свои проблемы. Весь хронометраж крупными мазками занимает его противостояние с местным строительным подрядчиком, а также развитие отношений с его сыном и внуком. Большим рупором совести здесь становится бывшая учительница на пенсии, живущая уединённо в одном из домишек и сдающая Салли второй этаж. В «Дураков нет» масса второстепенных персонажей, все выполнены изумительно, мастерски созданы они не только описательно, но и за счёт черт характера, что делает каждого осязаемым и максимально приближает к ним читателя. Безусловно, любители простых жизней на фоне американской пасторали останутся довольны, но желать увлекательного сюжета или хоть какой-то интриги не приходится совсем: с этим смиряешься ко второй части и начинаешь неминуемо буксовать по тексту. Не найдя очарования в долгих описаниях повседневности, я дочитывал «Дураков нет» точно с теми же эмоциями, что и 3 предыдущих книги автора: признавая, что это хорошо сделано, но совершенно не для меня.


    17
    276