Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тайные виды на гору Фудзи

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним6 ноября 2025 г.

    Ты есть это. И это - твой путь и твой выбор

    О чем на самом деле книга «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина?

    Сначала я хочу сказать о том, что это первая книга у автора, которую я прочитала. Но она удивила меня нестандартностью призм, через которые подаются важные идеи. И есть три важных момента, которых я хочу ответить: во-первых – к какому жанру я бы отнесла книгу и почему, во-вторых – тема женщины, феминизма в книге и третье – о чем книга на самом деле для меня?

    Эту книгу причисляют к фантастике – я не согласна. В книге есть описания фантастических моментов – но я бы скорее воспринимала это как гипербола, специальное преувеличения в линиях сюжета для демонстрации правильных образов и через них – смыслов. Я бы сказала, что этот роман смесь философии и рассуждений о жизни и смысле и реально настоящей жизни тут, в России-Матушке. Очень интересно в книге подано как практическая философия проявляется в героях – и как они используют это себе во благо (как им кажется).
    На обратной стороне книги написано: что в этой книге есть история подлинного женского успеха – с этим я не согласна. В книге вроде как счастливый конец - я тоже не согласна. И вот почему.

    Сама книга вьется вокруг бизнеса, старт апа, денег и всего такого. Что Таня, что Фёдор – всю жизнь гнались за деньгами и успехом – успехов в их представлении. И чего в итоге добились до точки переворота? Таня в 40 осталась одна, без денег, без ничего. Автор вообще не особо говорит про другие радости жизни кроме денег. А где семья, друзья? Маленькие любимые радости. Скорее всего это всё у Тани есть, но она росла после перестроек во время СССР, и её юность, молодость пришла на бандитские 90-е и начало 21 века. Она была наполнена только этим: деньги, мужчины, связь с богатыми и типо крутыми мужчина. И когда в 40 лет в связи с потерей красоты (хотя я считаю, что это подмена понятий, так как красота не увядает, она становится иной, мудрой и сильной, более спокойной и наполненной энергией)

    Таня осознаёт, что её красота уже не такая уж и красота – она остаётся пустой. Хотя я считаю, что красота у неё была – а вот энергию свою она не растила, и тратила, и тратила. И когда бывший одноклассник оскорбляет её своим… бесхолатием, то это становится точкой переворота в жизни Тани. Будь этот роман не таким философским, а более романтичным, то в этот момент Таня занялась бы собой: воспитывала бы в себе дисциплину, пошла на какие-нибуть курсы, нашла бы новые увлечения. Потом, в каком нибуть путешествии, она бы встретила мужчину, пусть и не богатого… Но своего. И это было бы её счастливым концом. Но Пелевин сделала на свой лад: Таня случайным образом присоединилась к учению Кастанеды, то есть к учению как отразить свою энергию в физической форме и влиять на умы других – и скорее всего мужчин. Здесь типично-мужской взгляд на отношения богатых мужчин и «присосавшейся» к нему женщины.

    Есть мнения, что Пелевин высмеивает женщин и феминизм ы целом через эту книгу. Я, как человек, который будет сейчас думать об этом только через призму данной книги, не зная, что говорит сам Пелевин и его другое творчество, напишу вот так: успех Тани только в том, что она смогла взять под контроль вот эти немного фентезийные силы – и как бы в прямом смысле околдовать Федю и его деньги, соответственно.
    Для мужчин это – женский успех. На деле автор говорит: следить за собой женщины – это патриархальный инструмент контроля над всеми представителями прекрасной части населения нашей планеты.
    Он говорит через Кларрису – следить за собой, значить, потакать мужчинам, причем всем сразу)

    То есть, если я, как женщина, решу побрить свои подмышки, потому что они начинают пахнут уже через час после мытья и мне самой от этого некомфортно – но я делаю это только исключительно для мужчин!
    Пелевин – замечательный автор, который через символы и необычные призмы показывает, оголяет суть. Я не считаю, что он женаненавистник. Я думаю, через такое преувеличение он просто показывает тех женщин, которые на самом деле всё делают для вида, лишь бы привлечь мужчину. Это надо признать: многие девушки не имеют за пазухой ничего, кроме своей красоты. И красота – это не плохо! Плохо, когда девушка позволяет своей красоте ограничивать себя и свою энергию. Это как золотая, или даже бриллиантовая клетка, в которой девушка остаётся, потому что видит, что клетка блестит и отражает блеск на своих перьях.
    На самом то деле клетка – самая обычная, и, если девушка как пташка вылететь из неё, она поймет, что вся её красота – это не фактор отражения от клетки, а она сама источник энергии и силы. А клетка останется стоять там вдали, как фальшивая сказка.

    Короче, красота не в глаза смотрящих, а во внутреннем состоянии.
    И Таня в конце остаётся с богатым мужчиной, который с ней из-за её колдовства. Это не любовь – это клетка. Причем для обоих. Для него – потому что он под чарами от неё, видит картинки в своей голове, которые не соответствуют настоящему. Он живет в иллюзии – и наверное, не осознаёт это, хотя и прикоснулся к духовному пути и узнал много нового.

    А она в клетке – потому что продолжает удерживать его своей иллюзорной красотой. Она так ничего и не научилась. Так и не поняла, кто внешняя картинка – притягивается только ко внешней картинке. То, что внутри – притягивает то, что внутри.
    Короче, они оба – профаны. Им обоим удалось прикоснуться к невероятным знаниям на деле – и они оба не взяли оттуда ничего. Им почти что на блюдечке подали гранат – на, возьми и съешь! И оба отказались, ведь чистить гранат им не хотелось…

    В этом есть небольшой парадокс книги – с одной стороны герои хоть и прошли интересный путь, и хоть что-то да взяли оттуда, но оба отказались от лучшей версии себя. Таня – от версии, где начинает уважать себе не через неуважение к мужчинам, а через принятия себя и своих новых, пусть и других, возможностей. А Фёдор… открыл новые горизонты восприятия этого мира и себя, в частности, но испугался эфемерного состояния себя и своей идентичности и повернул назад. А ведь мог узнать столько всего и стать кем-то … более собой?

    Но они оба отказались – и в этом тоже есть что-то счастливое, обычное, обеденное для нас всех. Возможно, их победа в том – что они пошли в конце концов своими дорогами, а не встали на «путь осознанности и истины» как хотели бы многие читатели, которые стремятся ввысь. Но не на деньгах - а на собственном состоянии внутреннего спокойствии и равновесия, опоры и любви.
    Но мы с вами не на их месте – и не знаем, может быть цена их лучшей версии – слишком?
    И тут мы подходим к главной мысли книги. Это не феминизм, не бизнес, не духовные практики, не Танины женские учение, не отношения мужчин и женщин друг к другу в современных условиях… Это проблемы, но лишь призмы, через которую я вижу…

    Эта история о нашем жизненном пути. Мы как улитки, которые лезут на гору Фудзи, и не понимаем, что есть тайные виды на неё – и на её вершину, и что не нужно карабкаться и мучиться. Нужно отпустить всё – и увидеть свои личные, внутренние виды на эту гору. И на многие другие – тоже.

    6
    307