Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Третий Рим

Лев Жданов

  • Аватар пользователя
    takatalvi9 октября 2015 г.

    На меня тут недавно напали православнутые русофилы, и я, наивная душа, попыталась очиститься от негатива, ими вызванного, посредством знакомства с романами Жданова, благо попалось такое задание в игре. Вдруг, думаю, воспылаю любовью к русской истории, ведь исторический роман для этого – лучшее дело! Все оживает, захватывает, словно сам там побывал, а там и до симпатии недалеко, будь хоть это самый кровавый период в истории.

    Но ничего у меня не получилось.

    Итак, «Третий Рим», начало. Время перед рождением печально известного Ивана Грозного. Много интриг, суровой царской воли, и это достаточно интересно. Но чем дальше, тем больше сметает поток церковников. Ей-богу, будто со страниц эта орда слетела и чуть не задушила, причем продолжалось это вплоть до самого конца романа. Фраза книги – «Господи, дозволь извести еретичку!» И они потом еще на католиков жалуются, а.

    Сия отменная логика так пропитывает роман, что, того и гляди, перельется через край. Дайте нам благословление на резню, и вот на это убийство, а давайте вообще дитя придушим, господа ради. Все это в совершенно жутких для меня фразах, этаком старом выговоре с массой причитаний, суеверий, диалоги эти растягиваются на много страниц, смысл десятка реплик «господи прости», а толку чуть. За этим и действий почти не видно.

    И вот к слову о действиях. Роман вообще напоминает сборник сухих фактов, разбавленных этими самыми диалогами, и не больше. За счет этого персонажи тоже особо не раскрываются и сохраняют за собой русскую манеру выть, причитать и плакать, а характер за этим черта с два разглядишь. Особо обидно, что очень хорошо начинающаяся «грозность» царя, которую нам показывают постепенно, к концу тоже как-то слилась, от какой-никакой психологии, взгляда со стороны, плавно перешли в сумбур души царевой, где ни черта не понятно, и в результате все тоже сводится к сухим фактам из школьного учебника. За исключением, разве, борьбы юного царя с собственной злобой, где он предстает читателю как девочка-школьница, уткнувшаяся в подушку.

    И самое-самое. Сколько кровавых событий было в эту эпоху, но и это умудрились слить. Напряжения не чувствовалось никакого – поскольку персонажи как следует не раскрывались, то и резня безликой массы как-то ни о чем. Так что грусть-тоска. Однако отдельный плюсик за то, что помянули словцом Нерона, пусть и кривовато.

    30
    944