Рецензия на книгу
Сила воображения
Клиффорд Саймак
Аноним4 ноября 2025 г.ИИ vs писатель: кто кого
Про книгу узнала из дискуссии на тему, что вскорости ИИ выживет человека из творчества. Стало любопытно узнать, как в 1956 году один из основателей современной фантастики видел вот эдакое будущее.
Итак, далёкое будущее. Земля экспортирует на другие планеты только один продукт – книги. Ага, прям в печатном виде. И всё на Земле заточено на этот экспорт: лесная промышленность для производства бумаги, сельское хозяйство для прокорма населения, а так, всё население – писатели. Правда, писать самостоятельно – моветон. Книги сочиняют умные машины, человек только загружает в них кучу информации, а потом просто записывает. У главного героя очень древняя машина, потому сочинения его спросом не пользуются. А на новую денег нет. Капитализм, чо! Более успешные друзья подкармливают и оплачивают ему выпивку, подбрасывают по мелочи якобы взаймы. Но однажды герой находит странное инопланетное существо...
И вот до появления этого горько плачущего одеяла была шикарная социальная фантастика. Хтонь, мрак и творческий ужас: капитализм и литературу поставил на поток, а писателей превратил в операторов машин-сочинителей, писать самому от руки или на пишущей машинке – стыдно, всё равно что нагишом по улице пройтись. И даже говорить о самостоятельности – как в носу ковыряться в приличном обществе.
А тут вдруг у героя обнаруживается книжка 1956 года, где описано вот это разумное одеяло, и вот вам реализованный результат, получите. Машина придумать подобное не в состоянии, только человек (сам Саймак в том же 1956, эдакое самолюбование и рекурсия).
Одеялко ещё до кучи – симбионт: обеспечивает хозяина теплом, едой и фантазиями. Уууух как щас герой развернется! Никакая машина-сочинитель не нужна, пусть и непристойно это, но герой под действием симбионта проживёт всякое и запишет свой опыт.
Ну и дальше полный кавардак, воображение вышло из берегов.
В конце герой без цента денег отправляется в космопорт разыскать обманувшего его инопланетянина. Ну и поднабраться собственных впечатлений в путешествии по далёким звёздам. Кто ему мешал отправиться, когда звали, – хз.
Говорю, с середины такой непонятный сумбур начался. Что очень жаль, начало мне прям понравилось. А сцена, когда герой обнаруживает, что его сосед только делает вид, что пишет с использованием машины, а на самом деле сочиняет сам и очень успешно, – вообще блеск! Но...
Ощущение, что это просто литературный розыгрыш автора, а не попытка в антиутопию, дабы подсветить проблемы вытеснения творческих людей из профессии и замены их бездушными машинами. Считаю, что эксперимент не очень удачен.827