Рецензия на книгу
Дракула
Bram Stoker
Аноним3 ноября 2025 г.Как Брэм Стокер создал монстра и случайно — поп-культуру
Если бы граф Дракула жил сегодня, он бы не пил кровь — он бы пил латте без сахара и лайкал ваши селфи.
А теперь серьёзно (ну, почти): «Дракула» — это тот самый праотец всех вампирских романов, дедушка готического ужаса, без которого не было бы ни “Империи вампиров”, ни “Дома ночи”, ни целой эпохи романтизации остроухих кровососов. Но вот что забавно — перечитывая роман сегодня, начинаешь понимать, что он одновременно гениален и чудовищно устарел.
Начинается всё бодро: юный и наивный Джонатан Харкер приезжает в Трансильванию и думает, что у него деловая поездка. Но сюрприз — заказчик с бледной кожей, странными привычками и нулевыми социальными навыками. В лучших традициях хоррора, Харкер быстро понимает, что “всё не так” — только вот это “не так” растягивается на десятки страниц дневниковых записей, писем и телеграмм. И ты читаешь, как будто слушаешь подкаст викторианского бюрократа, который никак не дойдёт до сути.
А потом начинается эпос: вампиры, гипноз, туман, охота, кресты, кровь, девы в беде и вечная дилемма — можно ли победить зло молитвой и морфием. Для своего времени это было революционно: ужас, мистика и плотские намёки, замаскированные под нравоучение. Но с позиции 21 века — сюжет скрипит, как гроб на петлях. Женщины почти ничего не решают, мужчины героически объясняют, что женщины “не должны волноваться”, а все пишут письма с чувством, толком, расстановкой.
И всё же, несмотря на этот музейный налёт, «Дракула» до сих пор работает — потому что он о страхе перед неизведанным и желанием, которое нельзя назвать вслух. Стокер, сам того не зная, написал не просто ужастик, а метафору навязчивых желаний, вины и подавленной страсти. Именно поэтому его монстр всё ещё живёт — просто теперь он носит рубашку из Zara и ведёт блог с цитатами о бессмертии.
«Дракула» — это не просто старый роман, это вечная готическая драма, где каждый герой страдает, но никто не идёт к психотерапевту. Да, язык архаичен, сюжет тянется, женские персонажи просятся в XXI век, но атмосфера... она всё ещё кусается. И если вы хотите понять, откуда выросли все современные вампирские страсти — стоит открыть этот гроб и вдохнуть немного викторианского ужаса. Только не ночью. И не в одиночестве.
68557