Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маятник Фуко

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним3 ноября 2025 г.

    Загадка или заговор или купчая записка

    Роман Умберто Эко «Маятник Фуко» - путь по Древу Жизни древне-иудейской Каббалы, и чтобы понять замысел автора, нужно немножко знать основы этого учения. Потому что даже главы названы по названию сфирот или сефирот - десяти элементов, представляющих десять эманаций или десять имен, каналов проявления Бога. Современная психология пользуется данными названиями, чтобы представить «архетипы состояний сознания». Эко в своем романе ни много, ни мало, замахнулся на явление высшего человека – Адам Кадмон, созданного по образу Творца.

    Чтобы следовать традициям Каббалы, писатель, создал трех разных персонажей, героев их собственной жизненной истории, и каждый из которых олицетворяет один из трех столпов.

    Левый столп — Столп Строгости (Суда, «Дин»), который предполагает познать Законы Вселенной и Силу, чтобы их правильно исполнять. Этим путем пошел Диотталеви, иудей, читающий непосредственно священный текст, и впустивший в себя болезнь, когда заигрался в слова, ставшие логосом, ибо по вере вашей с вами все случится.

    Правый столп — Столп Милосердия («Рахамим»), который требует от своего адепта стать милосердным и обрести Мудрость, чтобы видеть результаты своих действий и понимать: победа может прийти через мудрость и смелость, а не только через силу. Это путь Казобона, от имени которого ведется повествование, интеллектуала сначала в поисках правды внутри социума, потом правды в архивах истории, в финале - семьянина и отца, главной истиной своей жизни перед угрозой ее потери, поставившего во главу угла благополучие жены и сына.

    Срединный столп — Столп Нежности (Равновесия), основа которого понимание, что человек живёт в Царстве (Земли), но не является богом. Срединный столп также рассматривается как Путь Стрелы, короткий путь единения с Божественным, также известный как путь отшельника. Этот путь всей своей жизнью прошёл третий герой истории Умберто Эко – Якопо Бельбо, мальчик из провинции, мечтавший сыграть на трубе для девочки, а сыгравший, как архангел, над павшими на кладбище, сын и внук, семья которого на себе перенесла тяготы войны между фашистским режимом Дучо-Муссалини и партизанской борьбы за освобождение Италии, глубоко чувствующий и ранимый творец, писавший стихи и прозу, и заперший свой литературный труд под замок, чтобы стать эрудитом-редактором в издательстве, нашедший свою фата-моргана – женщину всей жизни, всегда говоривший «да», и единожды сказавший «нет», чтобы свершилась победа истины над теорией заговора, правды над фанатизмом.

    …Кстати, каждый раз читая имя Бельбо, у меня ассоциативно возникал хоббит Бильбо, который тоже прошёл свой путь туда и обратно. И я понимаю, почему Умберто Эко выбрал для главного героя это имя. Действительно писатель играет сам с собой в увлекательную игру, придумывает собственный квест и разыгрывает с читателем увлекательную шутку, как Творец с творением. И если Толкиен со своим другом Клайвом Льюисом, играя в похожую игру, создавали своё творчество, первый играл со временем и создал свой мир, а второй написал космическую трилогию, то Умберто играет по своим правилам, играя с любыми писателями по своему желанию, придумывая версии и варианты развития событий так, как его душеньке заблагорассудиться…

    А поскольку психея писателя обладает неподражаемой эрудицией, пропитана знаниями истории, теологии, философии, литературы, то ему удается удивительно остроумно, с наотмашь разящим юмором миксовать Всё со Всем. Чтобы прочувствовать сокрушительный гений автора, нужно быть книгочеем со стажем, по образу и подобию написавшего сей многоумный и многофакторный труд. Как минимум, знать Шекспира и Джойса, Каббалу и гностические учения, немножко увлекаться политикой и при этом не терять критического мышления и присутствия духа среди головокружительного напластования самых немыслимых ситуаций и фантазмов.

    Что ж, вот личной мой короткий перечень того, что круто замешал и из чего выпек своего колобка Умберто Эко.

    Во-первых, но не в главных, произведение названо в честь маятника в Парижском Пантеоне (в книге Умберто Эко это место названо Консерваторий) - знаменитого устройства, которое было создано французским физиком Леоном Фуко и установлено в 1851 году в самом центре Парижа. Маятник Фуко - первый опыт, который наглядно продемонстрировал и подтвердил теорию о вращении Земли вокруг своей оси. Подвешенный на очень длинной нити и, благодаря своему свободному движению, маятник показывает изменение направления колебаний в зависимости от местоположения на Земле, что является подтверждением вращения Земли и ярким доказательством теории Коперника в XIX веке.
    Собственно с этого начинается весь роман, внутри которого, как в распускающейся розе (опять же вспомнилось «Имя Розы») возникает и обращает на себя внимание лепесток за лепестком:

    диссертация об ордене тамплиеров и детективная история с запиской из Провена и пропавшим без вести человеком, который увлечен разгадкой тайны тамплиеров,

    бразильские культовые обряды и одержимость духами во время оных,

    странный итальянец Алья, который создает вокруг своей личности ореол бессмертного графа Сен-Жермена и культивирует тайну,

    издательская кухня двух в одном издательств "Гарамон" и "Мунций" с разделением на выпуск серьезной литературы и на издание графоманской, обслуживающей «писов и писиц» – тех, кто публикуется за собственные деньги, а также одержимцев – людей, высасывающих из пальца разновсякие загадочные теории и версии событий из области эзотерики, псевдо-истории и квази-науки,

    первый компьютер, с которым играет в игру один из героев,

    увлекательная игра на троих по разгадыванию случайной записки, с придумыванием гипотезы и притягиванием за уши фактов к собственной фантазии на тему,

    исторические исследования в области металлов, а также самых разных орденов и братств, начиная с тамплиеров, через розенкрейцеров, иллюминатов, масонов, заканчивая теософскими обществами и некой современной тайной организацией,

    теория заговора и кульминация в виде обряда с жертвоприношением человека.

    Роман – то ли многослойный пирог, то ли горячительный коктейль, то ли винегрет самых противоположных тем и противоречивых измышлений и представлений о мире, о людях, об литературных текстах и культурно-исторических контекстах.

    7
    167