Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yellowface

R. F. Kuang

  • Аватар пользователя
    Аноним3 ноября 2025 г.

    Диагноз литературному процессу и скучное схождение в персональный ад

    В самом начале этой истории Куанг технично и беспощадно пляшет на писательских болевых точках.
    Что ты будешь чувствовать, если твой литературный дебют прошел тухло и бесславно? Если тебе приходится бежать изо всех сил, чтобы просто оставаться в этой гонке, без малейшей надежды на то, что когда-нибудь твои усилия будут вознаграждены? Просто потому, что у тебя обычная внешность, ты не принадлежишь ни к какому меньшинству и у тебя (хоть ты и старательно скрываешь это от себя самой) средненькие литературные способности. Да ладно, будь ты - белая гетеросексуальная женщина средних лет по имени Джун Хейворд - хоть пребесспорнейше гениальна, это никого не заинтересует, если к твоей гениальности нельзя подобрать красивую упаковочку и втюхать миллионам любителей именно такой красивой упаковочки.
    А вот у твоей заклятой подруги-коллеги есть все, чего хотелось бы тебе самой: красота, хорошо монетизируемое происхождение, весьма доброжелательное внимание тех, кто решает, какая книга в ближайшее время станет бестселлером. Да у нее даже имя крутецкое - Афина Лю!
    И вот эта имба литературных игрищ зовет тебя на коктейльчик - отпраздновать очередную победу.
    Показывает тебе черновик своей новой книги, которая обещает быть пушкой-бомбой.
    А потом совершенно по-дурацки умирает у тебя на глазах.
    И ты в каком-то затмении (как потом пытаешься себя или своих гипотетических судей убедить) прихватизируешь ее рукопись. И начинаешь ее дорабатывать. Потому что наверняка же злейшая подруга сама бы этого хотела.
    Ню-ню. Ага-ага.

    Что ж, наверное, мне тоже хотелось бы разок примерить на себя шкурку знаменитости.
    Убедиться в том, что это и правда ужасно утомительно и вредно для кукухи.
    Вот только не факт, что потом удалось бы без потерь вернуться к состоянию, когда пишешь просто... для счастья.
    Но это так, лирическое отступление.

    Разумеется, поначалу воровка интеллектуальной собственности жрет большущей серебряной ложкой все радости и сладости, о которых давно мечтала.
    Разумеется, потом у нее начинаются проблемы, разной степени серьезности.
    И вот там, где они начинаются, и где книжка, по логике, должна была обзавестись такой зубасто-когтистой хваткой, из которой не вырвешься, пока не доберешься до финала... мне вдруг стало скучно.
    Бесконечное нытье и саможаление, саможаление и нытье, нытье, саможаление, творческое бессилие, трусость, хандра, паранойя, хандра, паранойя, тупняк... В разных вариациях, по кругу.
    Да, Куанг и в этой части истории продолжает ставить диагноз современному литературному процессу. Но, возможно, из-за того, что она делает это через героиню с практически нулевой харизмой, а рассказывает при этом о вещах, на которые ты, в принципе, давно насмотрелся в сети - хочется просто перелистать (в моем случае - перемотать, потому что я слушала аудиоверсию) в конец, чтобы быстренько узнать, чем там дело кончилось, и взять уже наконец другую книжку.
    Самый скучный вояж в персональный ад из всех, что я навскидку могу припомнить.
    Но не забываем о том, что нет ничего субъективнее понятий скучно/ не скучно. И я уверена, что кто-то читает эту историю с пылающими щеками, тахикардией и ощущением прекрасной пытки.
    Что касается меня, я перематывать все-таки не стала, честно дослушала до конца.
    И самый-самый конец отчасти исправил мое впечатление от второй половины книги, потому что показался по-настоящему страшным. Прям таким, на который хочется наклеить бирочку с матерным словом, несмотря на все протесты внутренней цензуры. Вот настолько страшным.
    Но в целом я все равно осталась с субъективным ощущением, что это могла бы быть очень мощная книжка - но что-то пошло не так.

    1
    31