Рецензия на книгу
Где ты был, Адам?
Генрих Бёлль
Аноним3 ноября 2025 г.Агония
Книга больше похожа на сборник рассказов - 9 глав, каждая из которых могла бы быть отдельным произведением. Действие романа разворачивается в 1945 году преимущественно в Венгрии, где немцы, отступая, ведут последние бои в уже проигранной войне. Самих боевых действий в книге практически нет, роман не об этом, он о щемящем чувстве, которое возникает когда гибнет старое и не понятно, что будет дальше, об усталости от смертей вокруг, об усталости от бессмысленности происходящего, хочется просто скорее попасть домой и жить простой жизнью.
В первой главе мы встречаем рядового Файнхальса, который воюет уже четвертый год и получает очередное ранение, которому искренне рад, так как возможно у Файнхальса появился шанс дожить до конца войны, который близок. Рядовой Файнхальс главный герой романа, он присутствует во всех главах, но в некоторых просто мелькает где-то на фоне, на переднем плане другие герои: полковник, получивший легкую контузию и разыгрывающий умственное помешательство; фельдфебель, наблюдающий за венгерской девушкой, которая возит фрукты в немецкий госпиталь; обер-лейтенант с хроническими проблемами с пищеварением, который уходит в самоволку из госпиталя и бродит по венгерскому городку и так далее. Практически все они впоследствии гибнут, Файнхальсу же суждено пройти весь скорбный путь домой до конца.
В девятой главе Файнхальс уже в Германии рядом с домом, который находится в городке на нейтральной территории - с одной стороны немцы, с другой - американцы. У Файнхальс только одно желание - добраться до дома, и он все-таки достигает родного порога.
Финал романа трагический, но и в целом атмосфера в произведении тяжелая: кровь, грязь, уныние, безысходность, сумбур, нелепые смерти.
Преступления нацистов тоже не обойдены вниманием автора, Файнхальс в романе влюбляется в венгерскую еврейку Илону, которая гибнет в немецком лагере.
Она совсем иначе представляла себе, как сложится ее жизнь. До сих пор ее жизнь была светлой, красивой, почти такой, как она мечтала, хотя Илона давно уже поняла, что ее мечтам не суждено осуществиться; но того, что случилось теперь, она не ждала, до последнего дня она надеялась, что судьба пощадит ее. Теперь ей уж недолго мучиться. Если все и дальше пойдет так гладко, то самое большее через полчаса ее уже не будет в живых. Ей повезло, она была первой. Она хорошо знала, о каких банях говорил тот человек с мегафоном, и она подумала о мучительной агонии, которая протянется минут десять.Эпизод с убийством Илоны эсэсовцем Фильскайтом в седьмой главе, очень сильный, да и портрет самого Фильскайта, обыкновенного фашиста, для которого убийство гражданских обычная рутинная работа, не вызывающая сильных эмоций, очень хорошо иллюстрирует "банальность зла".
Фильскайт неохотно уничтожал людей. Сам он еще никого не убил, и его страшно угнетало то, что он не может убивать. Но он понимал, что это необходимо, он преклонялся перед мудростью приказов и пунктуально выполнял их. Личное участие он считал делом не столь уж важным, главное – понять необходимость этих приказов, уважать их и выполнять…В общем, хороший антивоенный, антинацистский роман, в чем-то похожий на произведения Ремарка.
32266