Рецензия на книгу
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Дон Кихот Ламанчский. Часть первая
Мигель де Сервантес Сааведра
MMSka31 октября 2025 г.Рыцарские идеалы сталкиваются с реальностью.
Когда я начинала читать «Дон Кихота», то надеялась погрузиться в захватывающие приключения настоящего рыцаря — но быстро понял, что книга совсем не об этом. Перед нами не героический эпос, а история безумца, который, начитавшись рыцарских романов, возомнил себя странствующим рыцарем.
Главный герой выдумывает себе даму сердца, берёт в оруженосцы простого крестьянина и отправляется в поход — но его реальность катастрофически расходится с действительностью. В каждой таверне он видит замок, случайных путников воспринимает как врагов, мельницы кажутся ему великанами, а стадо баранов — вражеской армией. И со всем этим воображаемым злом он отважно борется, невзирая на последствия.
Последствия, кстати, весьма ощутимы: герой регулярно получает синяки, переломы, выбитые зубы. Но для него это ничто по сравнению с величием совершаемых «подвигов». Всюду ему мерещатся злые волшебники и коварные враги, а своему оруженосцу он щедро обещает подарить остров, где тот станет губернатором. Именно эта мечта и держит Санчо Пансу рядом с безумным господином — постепенно и сам крестьянин словно заражается его безумием.
Что особенно поразило — редкие проблески здравого смысла у Дон Кихота. В вопросах, не касающихся рыцарства, он порой рассуждает как вполне взрослый и разумный человек. Но эти моменты настолько редки, что лишь подчёркивают глубину его помешательства.
Эмоции от чтения менялись по ходу сюжета. Поначалу было даже весело наблюдать за нелепыми приключениями героя. Но к середине книги лёгкое веселье сменилось усталостью от его бесконечной глупости. А ближе к финалу израненный рыцарь с тазом на голове вместо шлема начал вызывать скорее отвращение своей абсолютной неспособностью видеть реальность.
Тем не менее, несмотря на все эти чувства, роман заставляет задуматься: а так ли прост этот «безумец»? Возможно, в его безумии есть своя система, а в наивных идеалах — доля истины? Но это уже совсем другой уровень осмысления, к которому приходишь уже после того, как закроешь книгу.
70241